Мария Магдалина – биография, фото, личная жизнь святой. Мария магдалина - интересные факты Кто была мария с иисусом

Клумбы

Недавно во многих российских СМИ обсуждалась сенсация: в музее небольшого городка Ирбит Свердловской области зрителям представили подлинник картины П. Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина и сестра её Марфа» . Принадлежит ли картина XVII века кисти Рубенса или нет, решат специалисты, а вот название картины у верующих людей вызвало недоумение: на основании чего великий фламандец породнил Марию Магдалину и Марфу? Оказывается, на католическом Западе распространено мнение, что Мария Магдалина - это и есть раскаявшаяся грешница, которая помазала Иисусу ноги миром и оттёрла их своими волосами (Лк. 7, 37-38), и что была она не только блудницей, но и сестрой Лазаря Четверодневного. Так насколько персонаж, изображаемый на распространённых на Западе картинах под названием «Кающаяся Мария Магдалина», соответствуют прототипу?

Прежде чем начать свои рассуждения, уточним, что в строках Писания, рассказывающих о помазании Христа благовонным миром, повествуется только о блуднице и Марии из Вифании - Мария же Магдалина в этой ситуации нигде не упоминается.

То, что об этом поступке пишут все четыре евангелиста, свидетельствует о его необычности, но никак не об исключительности. Само же помазание Иисуса блудницей, надо полагать, широко обсуждался среди иудеев, и вызывало досужие разговоры не в пользу Христа. Может быть, поэтому благочестивая Мария из Вифании и повторила помазание, дабы пресечь слухи, что вокруг Учителя собираются только блудницы? А то, что сестра Лазаря была женщиной благочестивой можно предположить из следующего. Из евангельского текста следует, что брат Марии Лазарь был человеком строгих правил и весьма уважаемым в обществе. Представить уважаемым в иудейском обществе человека, чья сестра, проживающая с ним, была презираемой блудницей, весьма и весьма затруднительно.

Справедливости ради заметим, что всё вышеизложенное - лишь рассуждения, гораздо интереснее проанализировать евангельские строки, чтобы разделить блудницу и сестру Лазаря.

Сколько было помазаний?

В 11-й главе Евангелия от Иоанна говорится: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими». О женщине, оттёршей своими волосами ноги Спасителю, известно из Евангелия от Луки (Лк. 7, 37-38). И именно там сообщается, что женщина эта была блудницей, что даёт повод некоторым исследователям утверждать, что сестра Лазаря и есть та самая блудница. Несогласные с этим утверждением считают, что в 11-й главе апостол Иоанн упоминает о другом случае помазания, который он привёл чуть позже, в 12-й главе: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Ин. 12, 3).

Но здесь возникает вопрос, почему евангелист Иоанн в 11-й главе сообщает о факте помазания миром ещё до его подробного описания в следующей главе? Можно предположить, что ко времени написания Евангелия от Иоанна рассказ о женщине, помазавшей Христа накануне Его погребения, был известен многим, и евангелист решил уточнить, что этой женщиной была сестра Лазаря Мария, а чуть позже описывает и сам факт помазания. Непоследовательность же в изложении у апостола Иоанна не является чем-то необычным для Священного Писания. Достаточно вспомнить книгу Бытия, где дважды упоминается о сотворении Богом человека, что является одним из основных мнимых аргументов для малокомпетентных критиков Библии.

Сторонники идентификации блудницы и сестры Лазаря в качестве доказательства своего утверждения часто приводят следующие строки песнопения Постной Триоди, которые поются на утрени в Страстную седмицу: «Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе». По их мнению, если Мария из Вифании помазала Христа миром накануне Его погребения, а в песнопении чётко говорится, что помазавшая Его в тот день, когда сребролюбивый Иуда предал Христа, была блудницей, то получается, что этой блудницей и была сестра Лазаря.

Чтобы согласиться или опровергнуть это утверждение, прочитаем место из Евангелия от Матфея, где говорится о помазании Христа и предательстве Иуды: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению... Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 6-16). Если учесть, что Иуда предал Спасителя в среду, а сестра Лазаря Мария помазала Христа в другой день - за шесть дней до Пасхи (Ин. 12, 1), то можно сделать вывод, что речь в песнопении идёт совсем не о Марии из Вифании.

При сопоставлении вышеприведённого песнопения с текстом Евангелия от Матфея можно увидеть некоторое, на первый взгляд, противоречие: если в песнопении говорится о помазании ног Спасителя, то из Евангелия следует, что женщина помазала миром Его голову. Но противоречие ли это? Мы уже упоминали, что в Священном Писании изложение событий не всегда строго соответствовало хронологии, главной целью для богодухновенных авторов было донести до читателя факты, в той или иной степени определившие развитие мировой истории. Этим же принципам следовали и авторы Священного Предания, к которому, в частности, относятся и церковные песнопения. В данном случае авторы песнопения Страстной седмицы объединили два события в одно, уверенные в том, что женщина, помазавшая голову Спасителя накануне Его Крестных страданий, и есть та самая блудница, которая когда-то со слезами утёрла своими волосами Его ноги. То есть, раскаявшаяся бывшая блудница, когда-то в Галилее помазавшая Христа миром (Евангелие от Луки), следовала за Христом, и в Вифании в Страстную среду пришла в тамошнюю резиденцию фарисея Симона, бывшего прокажённого, где в то время пребывал очистивший его от проказы Господь. Женщина и здесь повторила помазание, но этот раз дерзнула вылить драгоценное миро на голову Спасителя, тем самым как бы приготовив Его к погребению.

Именно так раскрывают эти события составители «Толкования на Евангелие от Матфея», основанного на толкованиях Отцов Церкви (Троицкие листки, 1896-1899 гг.): «Святая Православная Церковь, следуя святителю Златоусту, блаженному Феофилакту и другим древним отцам, держится того предания, что Иисус Христос был трижды помазан, - усердием двух Евангельских жен: в первый раз среди общественного Его служения роду человеческому покаявшейся явно грешницей в Галилее, в доме Симона фарисея, как благовествует святой Лука; в другой - в Вифании, в доме Лазаря, Марией, сестрой Лазаря, за шесть дней до Пасхи, о чем благовествует святой Иоанн; и в третий раз в доме того же Симона фарисея, в Вифании же, и той же покаявшейся грешницей, которая помазала Его в первый раз, о чем благовествует святой Матфей и святой Марк».

Итак, анализируя евангельские тексты, можно с определённой степенью уверенности заключить, что Мария из Вифании, сестра Лазаря Четверодневного не была известной иудейскому обществу блудницей. Осталось выяснить, а причём тут Мария Магдалина?

Кем же была Мария Магдалина?

Как уже говорилось, на основании мнения некоторых святых Отцов Западной Церкви, в частности святителя Григория Великого, папы Римского, в католической Церкви сложилась традиция идентифицировать Марию Магдалину с евангельской блудницей. На тему раскаяния Марии Магдалины было написано немало картин, самая известная из которых полотно Тициана «Кающаяся Мария Магдалина». Это мнение настолько распространёно, что даже картину русского художника Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», написанную в 1835 году, наши современники ничтоже сумняшеся называют «Кающаяся Мария Магдалина». Мало того, имя Магдалина стало крылатым словом, характеризующим раскаявшихся представительниц древнейшей профессии, и нередко применяется в художественных произведениях.

А между тем в Новом Завете нет сведений, что Мария Магдалина была известной блудницей. Говорится лишь, что Христос изгнал из неё семь бесов. Конечно, если предположить, что один из семи бесов был бесом блуда, то её можно назвать грешницей-блудницей, но эта натяжка слишком велика.

Известно, что Мария следовала за Христом при Его земной жизни, а после Его распятия и Воскресения смело проповедовала веру о явившемся в мир Спасителе. Вряд ли языческий мир, ещё не просвещённый христианским светом всепрощения и любви, мог адекватно воспринять слова от блудницы, хотя и бывшей. Вот что по этому поводу пишется в примечаниях к житию святой равноапостольной Марии Магдалины (память 22 июля по церковному календарю): «Но Православная Восточная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощённую в доме Симона фарисея, с Мариею Магдалиною... А святитель Димитрий Ростовский пишет: "Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую"».

По поводу же якобы идентичности Марии Магдалины с Марией из Вифании можно привести следующую выдержку из жития Марии Магдалины: «По происхождению из города Магдалы святую равноапостольную Марию и называют Магдалиною, для отличия её от прочих благочестивых жён, упоминаемых в Евангелии с именем Марии».

Остался вопрос, а куда же девалась сестра Лазаря Мария из Вифании во время Крестных страданиях Спасителя? Почему её не было рядом с любимым ею Учителем? Почему никто из евангелистов не упоминает о ней, когда говорит о женах-мироносицах? А собственно, почему она должна быть в это время в Иерусалиме? В текстах Нового Завета Мария вместе со своей сестрой Марфой появляется лишь тогда, когда Спаситель посещает в Вифании Своего друга Лазаря. Вполне допустимо, что и в момент Крестных страданий сёстры так и остались рядом с братом в родном городе. Хотя можно допустить, что евангелисты и Марию, и Марфу отметили в числе прочих жён-мироносиц, назвав их «другими» (Лк. 24, 10), недаром же в церковном календаре они называются женами-мироносицами. В любом случае предположение, что евангелисты с целью конспирации Марию из Вифании назвали Марией Магдалиной (из Магдалы), звучит как-то неубедительно.

Тот, кто раскаялся - безвинен

Хочется особо отметить: сам факт, что православная святая могла быть бывшей блудницей, ни в коем случае не является чем-то оскорбительным и недопустимым. Даже в родословной Иисуса Христа, изложенной евангелистом Матфеем, упомянута блудница Рахав (Раав) из Иерихона. В Православии немало примеров, когда люди, одержимые самыми страшными грехами, очистившись Таинством крещения, яко «банею пакибытия», стали почитаемыми святыми. И целью вышеизложенных рассуждений является не очистить святую Марию Магдалину от какого-то навета, а изложение сложившегося в Православии мнения об истории с миропомазанием Христа.

Что же касается самой Марии Магдалины, которую Христос очистил от порабощения семью бесами, то в заключение хочется привести стихи, которые были опубликованы несколько лет назад в газете «Вечерний Новосибирск», написанные новосибирской поэтессой Анной Вил.

Ты верою исцелена!

Вставай, Мария из Магдалы!

Болезнь твоя побеждена!

И Магдалина светом стала;

Внимая тонкой мудрой речи,

Вбирая чистоту очей,

Мария расправляет плечи,

И затихает боль ночей...

Коснувшись нежною рукою,

Учил Он не жалеть себя,

Он показал ей жизнь иною,

Кумранские рукописи, найденные в пещерах возле Мертвого моря, содержат богатую коллекцию древней общины, жившей здесь в первые века христианства. Помимо исторически достоверных свидетельств, здесь содержится ряд псевдоэпиграфов. Разрозненные тексты, которые сохранились лишь частично, а также некоторые украденные местными контрабандистами документы, дают большую свободу для домысливания несуществующей информации. В частности утверждается, что найден отрывок из Евангелия, в котором написано, что у Христа была жена. Но до сих пор научным сообществом не подтверждена достоверность текста, в то время как подлинность папируса не вызывает сомнений.

Святая Мария Магдалина: непридуманная история

Иисус Христос и Мария Магдалина были действительно хорошо знакомы – это подтверждает Четвероевангелие – документы Церкви, которые имеют доказанную подлинность. Различные евангелия от Марии Магдалины, Иуды Искариота и прочие документы называются апокрифами.

Это книги, которые писали авторы древности и средневековья – они сохранились полностью или частично, но настолько, чтобы научным сообществом была доказана их неисторичность, пристрастность, а то и прямое несоответствие фактам. Также многие книги древности являются псевдоэпиграфичными, то есть, не соответствующими заявленному авторству. Лишь четыре евангелия полностью историчны, эпиграфичны и достоверны – от Иоанна, Матфея, Марка и Луки. Именно их признают все христианские конфессии мира.

История Марии Магдалины необычна и загадочна: под влиянием современной культуры и некоторых личных суждений тех, кто по-своему понял библейский рассказ, вокруг святой создался целый ореол таинственности. Некоторые считают, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа потому, что на гениальном полотне «Тайная Вечеря» апостол Иоанн Богослов расположен на груди у Христа, имеет длинные волосы и не имеет бороды.

Многие посчитали его девушкой, а так как Мария Магдалина в числе других жен мироносиц следовала везде за Христом, то ее и выбрали в качестве предполагаемой жены, изображенной на «Тайной вечери». Но рассказчики упускают тот факт, что согласно периодизации евангельских событий «любимый ученик» Христа– как он сам называет себя в своем евангелии – Иоанн являлся еще совсем молодым юношей. Из его Евангелия мы читаем, где располагался Иоанн на Тайной вечере, когда между учениками шел разговор о предателе:

«Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит». (Ин13:21-24)

Таким образом, Иоанн свидетельствует, что на Тайной Вечере он действительно возлежал на груди у Христа.

О том, что Мария Магдалина блудница некоторые делают вывод, читая о кающейся женщине, описанной в Евангелии:

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». (Лк7:37-38)

Поступок этой женщины продиктован благодарностью Спасителю за прощеные грехи. Тот источник Божественной любви в ее сердце, открытый таким прощением, позволил без страха прийти на пир и выразить свое покаяние и благодарность Учителю. Но нигде не сказано, что это была именно Магдалина и доказательств тому, что Мария была блудницей нет, а домыслы относительно ее пороков так и остаются домыслами, а также желанием людей превратить историческую достоверность в романтическую (на их взгляд) теорию.

В действительности же Мария Магдалина была одержима бесами, ей никто не мог помочь, и она пришла к Христу, прося об исцелении, и получила его.

Житие Марии Магдалины

Мария из Магдалы, галилеянка, была избрана Христом в служение себе, так как, безусловно, такое служение является даром и высокой честью. Господь изгнал из нее семь бесов – число, означающее полноту и абсолютное избавление от всякой страсти. После такого подарка все сердце Марии принадлежало Христу, и она последовала за Ним, так как уверилась, что Он ее Спаситель и Бог.

Вместе с другими женами-мироносицами Мария помогала по хозяйской части, чтобы у Учителя не было недостатка в обслуге, относительно готовки еды и прочих бытовых мелочей. Любовь ее к Христу действительно была очень трогательной: из евангельского повествования мы знаем, что она никогда Его не покидала, не испугалась, когда Спасителя взяли под стражу, стояла недалеко у Распятия, видела Его мучения и смерть, принимала участие в пеленании и положении в гроб, стала первой, кто увидел Христа после Воскресения.

Таким образом, Мария Магдалина – это ключевая фигура, символ Благой Вести, ведь она первая воскликнула те самые слова, которые мы повторяем каждый год в самый великий праздник: «Христос Воскресе!». Ее вера не знала сомнений, простота ее преданности сделала возможным ее апостольское служение наравне с Двенадцатью главными учениками Христа – основоположниками учения.

По легенде, после Пятидесятницы Мария благовествовала по миру вместе с апостолами. За свой огромный вклад в дело проповеди Марию Магдалину называют равноапостольной. Она проповедовала в Италии и однажды пришла к языческому императору Тиверию, сказав ему «Христос Воскресе» протянула подарок – куриное яйцо, единственное, что было у подвижницы. Император презрительно ответил, что скорее вот это яйцо сейчас же станет красным, чем он поверит в Воскресение. Яйцо стало красным в тот же миг. Историки не признают событие с чудесным яйцом достоверным, но сама традиция полюбилась христианами.

Иисус Христос и Мария Магдалина

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине – это встреча двух друзей, ведь именно так относится Христос к своим последователям: «вы други Мои» — говорит Создатель мира через своих апостолов и нам. Но такую дружбу нужно заслужить преданностью, которую показала простая женщина из Магдалы, ничем не выдающаяся рядовая жительница.

Мария, едва рассвело, и кончился шабат – время покоя – была уже в гроте и обнаружила пустые пелены. Она испугалась и заплакала, так как подумала, что Христа украли и спрятали, а откровение о Его воскресении еще не было известно людям.

Раввуни!

Что она чувствовала в тот момент, когда вместе с немыслимым и невообразимым Воскресением перед ней открывалась новая реальность с бесконечной жизнью и новым мировым устройством. Когда вмиг преобразилась привычная картина мира, и человеку стало доступно бессмертие, подаренное Искуплением. В первый момент она даже не узнала Его лицо – не помещалось в сознании, что все может быть настолько хорошо.

Вряд ли она в этот момент задумывалась о смысле произошедшего. Ведь главное, что Учитель рядом и их больше не разлучает смерть – что может быть важнее для любящего сердца.

«Я видела Господа!» – только и могла сказать Мария на вопросительный взгляд учеников. Это было невероятно. «Он воистину Сын Божий!» — как сложно было в это поверить после кровавого месива, в которое превратили Учителя «служители закона».

Где похоронена Мария Магдалина

Могила Марии Магдалины находится в Эфесе, где жил в ссылке Иоанн Богослов. Именно под чутким руководством св. Марии Магдалины он написал свою 20 главу Евангелия, где описана встреча с Христом после Его Воскресения. Гробницу с местом ее упокоения желающие могут найти и сегодня, но святых мощей там нет со времен Льва Философа, который в 9-10 веке привез их в столицу Византийской империи.

Мощи Марии Магдалины были перенесены сначала в Константинополь, а после разрушения города – в Рим в собор св. Иоанна Латеранского, который в дальнейшем был переименован в честь Марии Магдалины. Часть мощей находится во Франции возле Марселя, в местечке Проваже, в освященном в ее честь храме. Еще часть мощей хранят афонские монахи в своих монастырях на Святой горе, куда женщинам нет прохода, а часть – в Иерусалиме. Частицы мощей можно встретить также в некоторых храмах России, так как здесь очень распространено почитание этой святой женщины.

О чем молятся Марии Магалине? Святая равноапостольная Мария Магдалина была мужественным человеком, в ней ее безразмерная любовь к Богу побеждала страх, малодушие и неверие. Поэтому ей молятся христиане некоторых конфессий о мужестве и чистой вере. Святая постоянно путешествовала ради проповеди христианской веры разным народам – ее можно просить об укреплении в вере и просвещении истиной. Как одна из жен мироносиц, Мария Магдалина явила собой идеал женственности, угодной Богу – жертвенной, любящей и верной.

День памяти Марии Магдалины установлен 22 июля (4 августа) и в день Жен Мироносиц в 3 воскресенье после Пасхи.

То, что Мария Магдалина – это жена Иисуса Христа противоречит и разрушает всю идеологию христианства о Единосущной Троице, возводя Богочеловека Христа на уровень обычного человека с земными целями плодиться и размножаться. Но заповедь «плодиться и размножаться» была дана Богом Адаму и Еве в раю, а не наоборот. Поэтому попытки свести Бога до уровня человека не закончатся успехом, ведь истинное христианство неуничтожимо и идет сквозь века, не взирая на попытки сильных мира сего подавить его гонениями и другими преградами. Потому что истинно слово, которое мы слышим из Евангелия: «Созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф14:18). И все христиане свято верят, что истинное христианство не истребится даже до последнего дня существования вселенной, а шелуха и плевелы ложных учений отпадут и сгорят в неугасимом огне.

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает служение жен-мироносиц , пришедших ко гробу Спасителя, чтобы возлить на Его Тело благовония. Каждый из евангелистов передает смысл события с различными деталями. Но все четыре апостола вспоминают о Марии Магдалине. Кем была эта женщина? Что о ней рассказывает Священное Писание? Чем отличаются православное и католическое представления о Магдалине? Откуда появились кощунственные ереси и как их преодолеть? Обо всем этом читайте далее.

Как православные представляют Марию из Магдалы?

Мария Магдалина — один из самых известных новозаветных персонажей. Ее память Православная Церковь чтит 4 августа по новому стилю. Родилась она в галилейском местечке Магдале у Генисаретского озера, была одной из самых верных учениц Иисуса. Священное Писание очень лаконично описывает ее жизнь и служение Христу, но даже этих фактов хватает, чтобы увидеть ее святость.

Исцеленная от беснования становится преданной ученицей Спасителя

Православный взгляд на личность Марии Магдалины полностью основан на евангельском повествовании. Священное Писание не рассказывает о том, чем занималась женщина до того, как последовала за Христом. Ученицей Иисуса она стала тогда, когда Христос избавил ее от семи бесов.

На протяжении всей оставшейся жизни она оставалась преданной Христу. Вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном следовала на Голгофу. Она была свидетельницей земных страданий Иисуса , издевательств над Ним, пригвождения ко Кресту и ужаснейших мучений.

В Страстную пятницу вместе с Богоматерью она оплакивала умершего Христа. Мария знала, где тайные последователи Иисуса — Иосиф Аримафейский и Никодим — погребли тело Спасителя. Это было в субботу.

А в воскресенье с раннего утра она примчалась ко гробу Спасителя, чтобы до конца засвидетельствовать собственную верность . Настоящая любовь не знает преград. Так было и в случае с Марией Магдалиной. Даже после смерти Иисуса она пришла, чтобы излить на Его тело благовония.

И вместо бездыханного тела в гробу она увидела лишь белые погребальные пелены. Тело похитили — с такой новостью и слезами на глазах жена-мироносица прибежала к ученикам. За ней к месту погребения последовали Петр и Иоанн и удостоверились, что Христа там нет.

Первой увидела воскресшего Господа

Ученики вернулись в дом, а мироносица осталась оплакивать Спасителя. Сидя у гроба, она увидела двух ангелов в сияющих облачениях. Заметив ее скорбь, небесные вестники спросили, почему она плачет. Женщина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».

За ее спиной уже стоял Христос, но мироносица не узнала Спасителя даже тогда, когда он заговорил. Ученица Иисусова подумала, что это садовник, забравший Тело Христа, и обратилась: Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Лишь только когда Спаситель назвал Ее по имени, Мария Магдалина узнала родной голос и с неподдельной радостью воскликнула: «Равуни!», то есть «Учитель!».

Именно от Марии апостолы услышали, что Христос жив. Евангелист Иоанн сдержанно описывает, что жена-мироносица пошла и известила ученикам, что видела Господа. Но наверняка Мария Магдалина буквально ворвалась в дом и радостно закричала: «Я видела Его, Христос воскрес!». Именно из уст этой мироносицы человечество приняло благую весть — Спаситель преодолел смерть.

Проповедь в Риме и красное яйцо

Больше о жизни и миссионерстве этой жены-мироносицы Священное Писание не извещает, разве что апостол Павел вспоминает о Марии, которая много трудилась для нас. А Православная Церковь недаром чтит ее как равноапостольную, ведь святая занималась распространением благой вести среди римлян до апостола Павла.

В старости она, согласно достоверным источникам, жила в городе Эфес в Малой Азии. Там она также благовествовала, а еще помогала Иоанну Богослову — по ее свидетельству апостол написал 20-ю главу Евангелия. В этом же городе святая мирно упокоилась.

С мироносицей из Магдалы обычно связывают традицию красить на Пасху яйца. Проповедовала Евангелие в Риме, равноапостольная якобы явилась к императору Тиберию . Среди иудеев существовал такой обычай: если ты в первый раз приходишь к известному человеку, то должен принести ему какой-нибудь подарок. Бедняки обычно дарили плоды или яйца. Вот и проповедница принесла правителю яйцо.

Согласно одной версии, оно было красным, что и заинтересовало Тиберия. Тогда Мария Магдалина рассказала ему о жизни Спасителя, смерти и воскресении. Император якобы даже поверил ее словам и хотел причислить Иисуса к римскому пантеону. Сенаторы воспрепятствовали такой инициативе, но Тиберий решил хотя бы в письменном виде засвидетельствовать воскресение Христа.

По другой версии равноапостольная явилась к императору с яйцом и сказала: «Христос воскрес! ». Он засомневался: «Если твои слова соответствуют действительности, пусть это яйцо станет красным». Так и случилось.

Историки ставят под сомнение достоверность этих версий. Вполне возможно, что женщина все-таки беседовала с императором и приносила ему символический дар. Зато современный мир благодаря этому обрел еще одну красивую традицию с глубоким смыслом.

Католики о Магдалине: между правдой и выдумкой

В католической традиции Марию Магдалину вплоть до 1969 года изображали как великую блудницу. С чем это связано? С тем, что этой ученице Иисуса они приписали фрагменты биографий многих персонажей новозаветной истории.

Считается, что она предалась распутству, за что и была поражена беснованием. Иисус изгнал из нее семь бесов, после чего она превратилась в его преданную последовательницу.

  • В Евангелии упоминается безымянная женщина, омывшая ноги Христа миром и отершая их собственными волосами. Согласно католическому учению, это была Магдалина.
  • Другая женщина накануне Тайной Вечери возлила на голову Иисуса драгоценное миро. Евангелие не называет ее имя, но католическая традиция говорит, что это тоже была Мария из Магдалы.
  • В сестре Марфы и Лазаря католики также почитают Марию Магдалину.

Кроме того, у них образ этой жены-мироносицы частично переплетается с фактами из жизни Марии Египетской, которая, будучи блудницей, ушла в пустыню и провела там 47 лет. А по одной из версий мироносице из Магдалы «приписали» 30 лет пустынножительства.

По другой гипотезе последние годы она провела на территории современной Франции. Эта жена-мироносица проживала в пещере недалеко от Марселя. Там, по легенде, она прятала Грааль — чашу, которую наполнил Кровью Спасителя Иосиф Аримафейский, погребавший Христа.

Мария Магдалина является одной из самых почитаемых в Католической Церкви святых. Она считается покровительницей монашеских орденов, в честь ее освящают храмы.

В целом образ Марии в католицизме не вполне соответствует евангельскому тексту. Ведь приписывание фактов к биографии святой не прошло бесследно, а привело к множеству домыслов и еретических учений.

Как противостоять ересям? Изучать Евангелие

Разум падшего человека не способен вместить тайну христианской любви и воплощения Сына Божьего. Этим и объясняется кощунственная версия о том, что Магдалина была не только последовательницей Христа, но и Его спутницей жизни.

По этой же причине некоторые читатели Священного Писания считают, что любимым учеником Христа был не Иоанн, а Мария, которой даже приписывается авторство апокрифического «Евангелия от Марии Магдалины».

Существует еще множество версий, кем якобы была жена-мироносица, но все они больше похожи на истории из желтой прессы, чем на правду.

Православная Церковь осуждает подобные еретические размышления и призывает к осмысленному изучению Священного Писания.

Более подробно о жизни Марии Магдалины рассказывается в этом фильме:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

22 февраля 1992 года были обретены мощи святителя Тихона, известного как Патриарх Тихон. Тот самый, который предал анафеме гонителей Церкви (читай - безбожную советскую власть) и открыто осудил расстрел Николая ІІ. Интересные факты из жития святого, о служении и покушении на жизнь вы найдете в статье.

Упоминаемая как в католицизме, так и в православии и протестантизме. Ее именем называют приюты для падших женщин, с ней отождествляют образ кающегося грешника, а молитвы, обращенные к иконе Магдалины, даруют смирение, смелость, помощь в гонениях и вразумлениях иноверцев. Мария традиционно считается покровительницей социальных работников, проповедников и учителей. Также Мария Магдалина была излюбленным объектом у художников эпохи Возрождения.

Детство и юность

Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.

Информации о детстве и юности этой героини практически нет. Имя сторонницы мессии упоминается только в некоторых источниках – в Евангелии от Луки, где при повествовании о бытии Сына Божьего упоминается чудодейственное исцеление от бесов, а также в других трех рукописях - Иоанна, Матфея и Марка - имя женщины можно встретить лишь в нескольких эпизодах.

Равноапостольная Мария Магдалина родилась в израильском городе Магдала, располагающемся на берегу Геннисаретского озера, что в северной части Святой Земли.

О том, в какой семье росла и воспитывалась Мария, и кем были ее родители, остается только гадать, потому что священные писания об этом умалчивают. Хотя западноевропейские легенды гласят, что ее родителей звали Сир и Евхария, но другие источники указывают, что Магдалина была сиротой и работала на рынке.

Стоит обратить внимание на имя ученицы Иисуса Христа. Мария происходит от древнееврейского языка, а христианская традиция переводит это имя как «госпожа». Согласно традиционным библейским представлениям, так звали мать Иисуса Христа, в честь которой называли и другие почитаемые христианские фигуры. А прозвище Магдалина имеет географические корни и означает «уроженка города Мигдал-Эль».


Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании

Топоним буквально расшифровывается как «башня», и на это есть свои причины. Дело в том, что в средние века эти постройки являлись феодальным рыцарским символом, а, следовательно, этот благородный оттенок перенесся на личностные качества Магдалины, которая была наделена аристократическим характером.

Но бытует и другое предположение касаемо прозвища равноапостольной девы: в многотомном религиозном своде Талмуде есть выражение «magadella», которое в переводе с иврита означает «завивающая волосы».

Встреча с Иисусом Христом

Исходя из Священного Писания, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, где произошло помазание Спасителя миром. Миропомазание – это таинство, в котором верующему, вместе со специально приготовленным освященным маслом, передаются дары Святого Духа.


По сказанию, женщина, явившаяся Христу, поливала из алавастрового сосуда голову Иисуса, а также омыла Его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Судя по четырем Евангелиям, ученики Иисуса были недовольны тем, что пришедшая гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус, сопоставив негостеприимность Симона и старания Марии, сказал:

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».

Но некоторые предполагают, что встреча Магдалины и Иисуса произошла раньше, чем в доме Симона. Христос сказал, что «возлюбила много», то есть Его самого, таким образом, можно предположить, что, возможно, Мария была в числе следовавших за мессией в Иерусалим. После прощения Магдалина стала числиться у Христа лучшей ученицей, но Марии не было среди 12 апостолов на картине «Тайна Вечеря».

Магдалина стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, причем мессия доверял этой женщине даже самые сокровенные тайны, из-за чего Магдалина снискала нелюбовь учеников Христа, которые требовали убрать деву из Его окружения.


По сказанию, эта женщина была единственной, кто не покинул Спасителя, когда того арестовали, тогда как Петр, самый преданный из апостолов, трижды отрекся от своего предводителя после заключения оного под стражу.

Известно, что Мария Магдалина присутствовала при казни Иисуса Христа вместе с Его матерью, сестрой матери и Марией Клеоповой. Последовательница Сына Божьего стояла возле Христа, разделяя великие материнские страдания Богородицы. Когда сердце Спасителя перестало биться, Мария оплакивала Спасителя, а далее сопровождала тело Иисуса к высеченному Иосифом гробу в скале.


Византийская литература указывает, что после распятия Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в древний город Эфес, к Иоанну Богослову, и помогала ему в трудах. Кстати, именно Евангелие от Иоанна содержит больше всего сведений о жизни Магдалины.

По легенде Мария Магдалина вернулась через сутки после смерти Христа в ту пещеру, чтобы показать свою преданность Спасителю, умастив Его тело ароматическими маслами и миром. Но, когда соратница Иисуса подошла к скалистой горе, она обнаружила, что камень, закрывающий вход в пещеру, сдвинут с места, а сама пещера пуста.


Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Иисуса Христа.

Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина подняла глаза и увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника и попросила указать, где находится могила учителя. Но, когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Исходя из евангельских сводов, Иисус ответил Марии:

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Христианство

По библейским сказаниям, святая дева стала последовательницей Иисуса Христа после исцеления от злых духов и покаяния в грехах, поэтому у многих почитателей христианских традиций сложилось представление о том, что Мария Магдалина была великой блудницей и грешницей.

Такое отожествление Марии с безымянной евангельской женщиной, омывшей ноги Спасителя, можно встретить в католической традиции, однако о блуде последовательницы Христа не говорится ни в Минеи, ни в ее акафисте. Таким образом, в католицизме Магдалина принимает вид бывшей блудницы, а итальянский живописец сумел передать эмоции женщины в своей картине «Кающаяся Мария Магдалина».

Согласно католицизму, Мария Магдалина была представительницей древнейшей профессии, а встретив Сына Божьего, она отказалась от своего ремесла и стала его последовательницей.

Стоит отметить, что православные писания говорят только про одержимость Магдалины бесами, отрицая ее разгульное прошлое. Но жизнь Марии была несладкой, потому что дева не была замужем и не имела детей. В те времена на таких женщин смотрели подозрительно, и, чтобы защитить себя от приставаний мужчин, Марии приходилось притворяться одержимой.


В православной традиции Мария Магдалина предстает как равноапостольная святая мироносица (в протестантизме – исключительно как святая мироносица). Она сделала неоспоримый вклад в дело проповеди. Мария распространяла весть об Иисусе в Италии и однажды посетила языческого предводителя Тиберия.

Женщина протянула ему в подарок куриное яйцо, за неимением другой вещи, и сказала «Христос Воскресе!». Тиберий заявил, что воскрешение так же невозможно, как и то, что подаренное яйцо станет алого цвета. Однако яйцо стало кроваво-красным. Так родилась пасхальная традиция.


Считается, что соратница Христа много трудилась в Риме, о чем свидетельствует книга Нового Завета, в которой хранятся своды посланий святого апостола Павла.

Что касается католицизма, то говорится, что вторую часть жизни Мария Магдалина провела в пустыне, где вела аскетичный образ жизни и каждый день каялась в грехах. Одежда святой девы истлела, поэтому наготу женщины прикрывали длинные волосы, а саму Марию возносили на небеса ангелы, дабы исцелять ее изнеможенное старое тело. Но стоит сказать, что этот сюжет заимствован из описания бытия христианской святой Марии Египетской, считающейся покровительницей исповедующихся женщин.

Любовные теории

Личная жизнь Марии Магдалины окутана ореолом тайны, поэтому неудивительно, что среди историков появляются различные любовные теории о равноапостольной святой. Например, некоторые считают, что Мария Магдалина была супругой Иоанна Богослова, тогда как другие уверены, что мироносица была женою Иисуса Христа, потому что эта женщина играет значимую роль чуть ли не в самом важном эпизоде Нового Завета.

Так как представители церкви старались избавиться от непарадных книг, известий о том, кем была возлюбленная Иисуса, практически нет, да и бытует предположение, что строки о семейной жизни мессии в Новом Завете были вырезаны специально.


Но большинство ученых склоняются в пользу Магдалины. В Евангелии показателен эпизод, когда ученики Сына Божьего приревновали Иисуса к Магдалине из-за поцелуя в губы.

Также в те времена незамужняя женщина не имела права сопровождать странников в дороге, в отличие от жены одного из них. Помимо прочего, ученые ссылаются на факт того, что после воскрешения Христос явился именно Марии, а не своим ученикам. Да и к тому же мужчины, не имевшие супруги, считались странным явлением, поэтому неженатый Иисус вряд ли смог бы стать пророком и учителем.

Смерть

В православии Мария Магдалина умерла тихо и спокойно, скончалась женщина в Эфесе, а ее мощи были перенесены в константинопольский монастырь Святого Лазаря.

По версии другой ветви христианского течения, в то время, пока Мария была отшельницей в пустыне, ее причастил случайно забредший в те края священник, который сначала смутился нагим видом женщины. По католичеству, останки равноапостольной святой хранятся в храме Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, в Провансе.


В память о Марии Магдалине было написано множество красочных картин и снято документальных фильмов. Примечательно, что на полотнах ученица Христа изображается в отдельных сценах крайне редко, тогда как зачастую ее можно увидеть в образе мироносицы, с сосудом благовоний.

Память

  • 1565 – картина «Кающаяся Мария Магдалина» ()
  • 1861 – стихотворение «Мария Магдалина» (Николай Огарев)
  • 1923 - цикл стихотворений «Магдалина» ()
  • 1970 – рок-опера «Иисус Христос супер-звезда» (Эндрю Ллойд Вебер)
  • 1985 – песня «Maria Magdalena» ()
  • 2017 – фильм «Мария Магдалина» (Гарт Дэвис)

Мария Магдалина по праву считается самым загадочным персонажем Нового Завета. Нам ничего не известно ни о ее детстве, ни о ее родителях, ни о ее близких. Ничего мы не знаем и о ее жизни. Во всяком случае, ни одно из четырех Евангелий не может нам рассказать, как жила эта женщина после казни Иисуса Христа. ..

Когда информации мало, ее домысливают. Домысливать эту информацию пришлось и Отцам Церкви, когда встал вопрос - делать из упомянутой Марии святую или же не делать?

Поскольку Мария Магдалина первой лицезрела воскресшего Христа, избавиться от этого персонажа было сложно. И ее причислили к лику святых, но... на особых условиях - приписав несчастной действия и поступки, которых она никогда не совершала! В церковном понимании святость Магдалины выражалась в том, что она из великой грешницы превратилась в великую праведницу.

Прошло полторы тысячи лет, и современные исследователи жизни Магдалины поступили с нею с точностью до наоборот: сделали из великой праведницы великую грешницу и объявили, что это прекрасно. Кем же на самом деле была эта незаурядная женщина?

Умножение сущностей

Впервые Мария появляется в тексте Библии, когда Иисус изгнал из нее семь бесов. Исцелившись, женщина последовала за Спасителем и стала одной из Его почитательниц.

Мария из Магдалы была женщиной обеспеченной, она охотно брала на себя расходы Иисуса. Когда Иисус был схвачен и приговорен к смерти, она присутствовала на казни вместе с двумя другими Мариями - матерью Христа и сестрой Лазаря. Она участвовала в погребении Иисуса и умащала Его мертвое тело маслом Миром.
Именно она пришла в пещеру, где был погребен Иисус, и обнаружила, что Его тело исчезло. И именно она первая увидела воскресшего Христа и рассказала о нем апостолам. Упоминалось также, что она посетила Рим, где тоже рассказывала о Христе.

Больше ничего из Нового Завета вытянуть нельзя. Но кроме четырех канонических Евангелий, существует несколько не признаваемых церковью, то есть неканонических. Эти Евангелия были отвергнуты церковью из-за их гностического (учение, враждебное христианству) происхождения и содержания.

В первые века, когда христианство еще не оформилось в мировую религию, часть христиан разделяла воззрения гностиков, которые утверждали познаваемость бога и возможность приобретения любым человеком с помощью знания божественной сущности. В гностических Евангелиях Марии из Магдалы отводилась очень важная роль. Она считалась любимой и самой верной ученицей Христа. Мария и сама была автором одного из Евангелий - Евангелия от Марии Магдалины.

Судя по этому тексту, Марию из Магдалы более всего занимал вопрос о посмертных превращениях души. Недаром неканонические Евангелия утверждали, что эта женщина стала основательницей философской христианской общины и собственной церкви. Само собой, официальное христианство вымарало эти Евангелия как опасные и неправильные. И предложило совершенно иной образ Марии из Магдалы.

Из ученицы в бпудницы

Превратить верную ученицу в представительницу первой древнейшей профессии большого труда не стоило. Нужно было всего лишь объединить с Марией из Магдалы всех упомянутых, но не поименованных в Новом Завете женщин.

Первой кандидаткой, дополнившей образ Магдалины, стала женщина, омывшая миром и отершая своими волосами ноги Христа. Другой кандидаткой - женщина, умастившая волосы Христа. Третьей - та блудница, которую Иисус спас от побиения камнями и которая последовала за ним. В итоге непоименованные женщины легко превратились в известную уже Марию из Магдалы.

Образ улучшенной Марии стал таким: прежде она ходила с накрашенным лицом и распущенными волосами и занималась проституцией, но Иисус спас ее от смерти, изгнал из нее бесов, под которыми следует понимать пороки, и Мария стала добродетельной и верной спутницей апостолов.

Где-то на заднем фоне Евангелий она пребывала вместе с Сусанной, Иоан-ной и Саломеей. Только матери Иисуса, ввиду ее полной непорочности и бого-вдохновенности, было позволено занимать место рядом с Иисусом, да и то лишь потому, что Он был ее сыном.

К женщинам у ортодоксальных христиан было отношение простое: все они дщери Евы, поддавшейся искушению в раю и таким образом отяготившей человечество первородным грехом. Мария из Магдалы просто повторила путь Евы, но в обратном направлении - очистилась своей верой от греха. А когда у христиан в пятом веке появилась святая Мария Египетская, которая в земной жизни действительно занималась блудом, но раскаялась, - образ Магдалины был довершен. Дескать, блудница и никакие иначе.

Поцелуй, обидевший апостолов?

Прошли века. В 1945 году в египетском Наг-Хаммади были найдены знаменитые свитки, написанные на коптском языке. Это были те самые не признанные церковью тексты, которые чудом уцелели в период борьбы с ересями. Тут неожиданно открылось, что Иисус называл Марию из Магдалы любимой ученицей и часто целовал в губы.

А другие ученики сильно Христа ревновали и даже требовали у него объяснений, почему он выделяет эту Марию в ущерб остальным. Иисус на это отвечал иносказательно и уклончиво. У современных исследователей тут же возникло нехорошее подозрение, что Иисус целовал Марию из Магдалы вовсе не как ученицу...

Мария Магдалина обнимает крест, на котором распят Спаситель. Она не могла обнять Иисуса при жизни, но смогла после смерти. На всех картинах и иконах она переживает из-за гибели Спасителя больше, чем любой из апостолов

Исследователи поспешили заметить, что Иисус не просто целовал Марию, а часто и в губы. Особенность таких поцелуев в XX веке была ясна как день. Было два варианта, почему Иисус целовал Марию в губы, - либо Он жил со своей ученицей во грехе, либо же Он просто был на ней женат.

Греховная связь как-то порочила имя Иисуса. Ну а наличие у Иисуса жены не противоречило тогдашним еврейским законам, наоборот - мужчина в возрасте Иисуса просто обязан был иметь жену! Но если в шестом веке можно было превратить Магдалину в блудницу на основе текста, то в двадцатом веке превратить Иисуса в женатого мужчину стало уже невозможно. Над чистотой и непорочностью Его образа успело потрудиться не одно поколение богословов!

Так что никакой жены у Него быть не могло, потому что не положено. И на вопрос, почему Иисус целовал Марию Магдалину в губы, стали отвечать с убийственной логикой: потому что в первом веке в среде христиан было принято целовать друг друга в губы. Но суть вопроса все равно ускользнула от отвечавших: почему ж тогда Иисус это делал так часто, что другие ученики были обижены и возмущены?

Мать наследников Иисуса

А потом появилось откровение от британских историков и археологов Байджента, Лея и Линкольна «Священная загадка», где Магдалину объявили не только спутницей, ученицей и женой Иисуса Христа, но и матерью Его детей.

В целом ничего удивительного в существовании детей у женатого мужчины нет. Если бы, конечно, не имя этого мужчины. Но в ранние христианские времена подобные версии благополучно существовали. Скажем, в этом виноваты некоторые особенности рыцарской эпохи. Даже имя Марии Магдалины расшифровывалось как «Мария из города Магдал-Эль», что в свою очередь попросту переводилось как «Мария из города с башнями». Изображения Марии из Магдалы охотно дополнялись башенкой на заднем плане.

В ту замечательную эпоху появились апокрифические (житийные) тексты, рисовавшие жизнь Магдалины следующим образом. Она была духовной женой Иисуса и через непорочное зачатие родила от него сына Иосифа Сладчайшего . Этот младенец стал родоначальником королевского дома Меровингов. Для спасения ребенка Магдалине пришлось бежать в Марсель. Но скоро ее земная жизнь завершилась, и Иисус забрал ее на небеса в Брачный Чертог.

Существует и другая легенда. По ней у Магдалины было двое детей - мальчик и девочка: Иосиф и София. Магдалина дожила до глубокой старости и была похоронена на юге Франции.

Хотя Магдалина упомянута всего 13 раз в Новом Завете, после объявления ее святой появились и святые реликвии от Магдалины. Кости, волосы, щепки от гроба и даже кровь. За мощи Магдалины шла отчаянная борьба, а в одиннадцатом веке был даже период, который историки именуют «магдалиновым брожением»! Марии Магдалине поклонялись не только еретики-альбигойцы, но и рыцари-тамплиеры. Недаром рыцарский Бафомет олицетворял «младенца Магдалины» Софию, то есть Мудрость. Но уже в эпоху Ренессанса любимым образом художников стал образ кающейся Магдалины. Каково время, таковы и образы, и реликвии.

Николай КОТОМКИН
"Загадки Истории " ноябрь 2012