Как вылезла из колодца хитрая лиса. Пересказ русской народной сказки "лиса и козел"

Ворота


Конспект НОД в средней группе с использованием приёмов мнемотехники

Тема: ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗЕЛ»

Храброва Ольга Анатольевна

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи:
Образовательные:  Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители;  Формировать умение соотносить образы со знаковыми символами - знакомыми геометрическими фигурами;  Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;  Закреплять представления о домашних и диких животных, животных реальных и сказочных;  Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивающие:  Развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ; Воспитательные:  Воспитывать любовь к русским народным сказкам;  Формировать навыки безопасного поведения.
Наглядный материал:
 Реалистичные фигурки домашних животных  Фигурка сказочной лисы  Геометрические фигуры разного цвета (треугольники, круги, квадраты, прямоугольник)  Магнитная доска
Предварительная работа:
 Чтение сказки «Лиса и козёл»

Ход:
На столе расставлены игрушки, изображающие реалистичных домашних животных, а среди них игрушка сказочной лисы. - Ребята, что-то я совсем запуталась, помогите мне, пожалуйста! Никак не могу определить кто здесь лишний. (определяют, что лишняя лиса) Почему? Почему животных называют домашними? Дикими? А почему ещё лиса лишняя? (т.к. все звери похожи на реальных, настоящих, а лиса сказочная, т.к. в одежде) Кто помнит, как называется сказка про лису, которую мы вчера читали? («Лиса и козёл» Каким показан козел в сказке? (глупый, невнимательный, доверчивый) Какой показана лиса? (быстрая, хитрая, ловкая). Вот мы с вами говорим о героях сказки, а ведь наши гости не знают такой сказки, им наверное тоже интересно её послушать. Вы бы смогли рассказать им эту сказку? А помогут нам в этом картинки, которые я для вас приготовила! Ой, ребята, ничего не понимаю! Я положила в конверт нарисованных героев сказки, но они все почему-то превратились в геометрические фигуры? Как же быть? А может быть нам геометрические фигуры помогут рассказать сказку? Вы помните, как называются эти геометрические фигуры? (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг) – лежат фигуры разного цвета, например круги оранжевый и белый, треугольники красный и серый, синие квадраты, коричневый прямоугольник. Есть здесь фигура, которой мы можем обозначить лису? Почему вы выбрали оранжевый круг? - Лиса пушистая, шубка у лисы рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом. Какого цвета козел? - Серого. На какую фигуру похожа его голова? Треугольник, так как он с рогами и бородой. А хозяин на какую фигуру похож? Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником. Какую фигуру можно выбрать для того, чтобы обозначить колодец? Почему квадрат?
Выкладывание знаковых символов на разделённой на 8 квадратов магнитной

доске, в каждом квадрате свой эпизод.

Кто из вас помнит, как начинается сказка? (
1 квадрат
) Вспомните, как лиса очутилась в колодце? (
2 квадрат
) Кто ещё шёл по дороге? (
3 квадрат
) Кто помнит, что спросил козёл у лисы, когда подошёл к колодцу?(
4 квадрат
) Каким голосом отвечала лиса козлу, когда нахваливала прохладную водицу? (ласковым, нежным, мягким) - Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь. - произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. Что сделал козёл в ответ на ласковые слова хитрой лисы? (
5 квадрат
) А как стала разговаривать с козлом лиса, когда он прыгнул в колодец? (сердито, громко, грубо) Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась. - Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, - всю забрызгал. Как лиса выбралась из колодца? (
6 квадрат
) Чем закончилась сказка? (
7 и 8 квадраты
) Посмотрите, с помощью геометрических фигур, нам удалось выложить всю сказку. Хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Физминутка: Утром Лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась. В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлепала немножко. Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко. Ну, красавица-Лиса! До чего же хороша! Ну а теперь уважаемые гости приготовьте ушки, приготовьте глазки, слушайте внимательно – начинаем сказку. А мы с вами, ребятки попробуем пересказать сказку «Лиса и козел» с помощью наших схем-подсказок. Пересказ сказки (дети вместе с воспитателем). Есть у русского народа такая поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок» Чему же учит нас эта сказка? (не быть доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хорошо подумать, не быть похожими на глупого козла) Вы уже хорошо научились пересказывать сказку. Но сказку можно не только рассказывать, но и показывать по ролям, как настоящие артисты. Давайте, сегодня вечером, поиграем в театр и расскажем нашу сказку остальным ребятам.

Надежда Сергеевна Романова
Пересказ сказки «Лиса и козёл». Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников

Конспект занятия

по развитию связной речи старших дошкольников через обучение детей пересказу .

Тема : «Пересказ русской народной сказки Лиса и козёл » .

Цель : Развитие связной речи старших дошкольников .

Задачи :

1. Учить излагать текст : связно , последовательно, полно, без искажений.

2. Совершенствовать умение детей эмоционально с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц.

3. Закреплять правильное произношение звуков : Л,Ль,умение чётко выполнять артикуляционную гимнастику.

Ход занятия:

Артикуляционная разминка.

Прибежала к избушке рыжая, хитрая лиса . Принесла с собой трубочку. (Упр. «Трубочка» ).Жалко стало лисе трубочку всем показывать. Спрятала она её под заборчик (Упр. «Заборчик» ).Подкралась лиса к избушке , в которой козёл жил , заглянула в окошечко (Упр. «Окошечко» , видит стоит там чашечка (Упр. «Чашечка» ,чашечка не пустая, а с вареньем. Лизнула лисичка варенья :

– Ах, и вкусное варенье! (Упр. «Вкусное варенье» ).Съела она его всё и принялась зубы чистить (Упр. «Чистим зубки» ). Вдруг в избушке так громко затекали часы (Упр. «Часики» , что испугалась лиса , ведь козёл скоро придёт и пропажу обнаружит….Бросилась она бежать только и слышно было, как лапы по лужам шлёпали (Упр. «Лошадка» ).

Молодцы! Поработали ваши язычки, а теперь пусть и ушки поработают.

Послушайте русскую народную сказку «Лиса и козёл » .

Лиса и козёл

Бежала лиса , на ворон зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было немного : утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса , горюет.

Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает :

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса , - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.

Отличная, - отвечает лиса . - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему :

Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину , со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

ВОПРОСЫ :

Вы с интересом прослушали сказку ?

Что вы скажете о лисе?

А что о козле?

Вспомните, как лиса очутилась в колодце ?

Почему козёл попал в тот же колодец?

А как она стала говорить с козлом, когда он прыгнул в колодец?

Кто помнит, что спросил козёл у лисы , когда подошёл к колодцу?

Что лиса ответила ему ?

Как лиса выбралась из колодца?

Чем закончилась сказка ?

Молодцы! Прослушаете ещё раз эту сказку , а затем расскажите её мне.

Второе прочтение сказки «Лиса и козёл » .

Каждый ребёнок рассказывает сказку полностью , а затем один начало сказки , второй середину сказки с третий ребёнок о концовку.

Игра «Лодочка и кораблик» . Ребята, давайте вспомним какую песенку поёт лодочка (показ картинки) : «Ля-ля-ля» , а кораблик поёт : «Ла-ла-ла» . А теперь споём их песенки с разной интонацией : грустная лодочка, весёлый кораблик, сердитый кораблик, испуганная лодочка.

Итог : Молодцы ребята! С какой русской народной сказкой мы сегодня познакомились? Сейчас когда вы придёте в свою группу можете нарисовать колодец в который попали лиса и козёл .

Главные герои русской народной сказки «Лиса и козел» — хитрая лиса и простодушный козел. Однажды лиса из-за своей невнимательности провалилась в колодец. Воды в колодце было не очень много, и утонуть она не могла. Но выбраться из колодца тоже не было никакой возможности.

Мимо колодца проходил козел. Он увидел в колодце лису и поинтересовался, что она там делает. Хитрая лиса ответила, что в колодце она спасается от жары. Лиса предложила козлу спрыгнуть в колодец, чтобы напиться холодной воды.

Козла действительно мучила жажда, и он, не задумываясь, прыгнул в колодец. Лиса этим незамедлительно воспользовалась. Она сначала забралась на спину козла, потом вспрыгнула на его рога, а после сумела выбраться из колодца.

А козла с трудом нашли и вытащили из колодца, где он чуть не умер от голода.

Таково краткое содержание сказки.

Главная тема сказки — глупость и недальновидность.

Главная мысль сказки «Лиса и козел» заключается в том, что следует всегда просчитывать последствия своих действий. Козел, прыгая в колодец, совершенно не подумал о том, как будет из него выбираться. Кроме того, он поверил лисе, что та спасается в колодце от жары, а верить рыжей хитрунье не следовало.

Сказка учит быть внимательным и осмотрительным. Лиса засмотрелась на ворон и провалилась в колодец. Если бы она была бдительной, то с ней не случилась бы эта беда.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и козел»?

Осторожный два века живет.
И птичка летает подумавши.
Хитрее лисы зверя нет.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Коротенькая народная сказка для малышей о хитрющей лисе, которая в колодец упала. Мимо колодца пробегал козел, заглянул туда, а там рыжая плутовка сидит. Перехитрила лиса козлика – заманила доверчивого в колодец, а сама выбралась.

Сказка Лиса и козел скачать:

Сказка Лиса и козел читать

Бежала лиса, на ворон зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса, горюет.

Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.

Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №14» г.о Саранск

ОО «Речевое развитие»

Конспект НОД по развитию речи

«Пересказ русской народной сказки
«Лиса и козёл»
в подготовительной группе

Провела воспитатель: Ишмуратова Н.Н

Саранск

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

Задачи:

1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;

2. познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»;

3. закрепить умение отвечать полным предложением на вопросы по содержанию сказки;

4. развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ;

Развивать память, внимание, мышление;

5. совершенствовать навык придумывать слова – прилагательные, давая характеристику героям сказки;

7. воспитывать умение давать оценку своим товарищам, дополнять или исправлять.

Материалы: книжка с русской народной сказкой «Лиса и козёл», иллюстрации с главными героями, графический план в виде схемы (мнемотехника), костюмы героев сказки.

Ход НОД:

1. Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый – кто это?»

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете, чтобы там была героиня – лиса.

Воспитатель: Какая лиса в этих сказках? (хитрая, изворотливая, рыжая, лживая).

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, где тоже героиня – лиса.

2. Послушайте внимательно (воспитатель читает сказку).

Воспитатель: Кто главные герои сказки? Воспитатель: Что случилось с лисой?

Воспитатель: Как же она выбралась из колодца?

Воспитатель: Как же козёл выбрался из колодца?

Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?

Воспитатель: Почему лисе удалось перехитрить козла?

Скажи по-другому: «на ворон зазевалась», «лиса горюет», «коли хочешь» - если захочешь, «вон из колодца» -выйти,«насилу отыскали» - с трудом.

Воспитатель: А сейчас я ещё раз прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно, вы будете её пересказывать. (Воспитатель читает сказку.)

Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Сегодня мы составим схему, которая вам поможет рассказать сказку.

Воспитатель: Какого цвета лиса?

Дети: Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом.

Воспитатель: Какого цвета козел?

Дети: Серого.

Воспитатель: На какую фигуру похожа его голова?

Дети: Треугольник, так как он с рогами и бородой.

Воспитатель: Хозяин на какую фигуру похож?

Дети: Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией.

Использование мнемотехники. Дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героевсказки.

Как начинается сказка? Какое название можно придумать к ее началу?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?

Дети: Глупый козел в колодце.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к ее концовке?

Дети: Спасение козла.

Воспитатель: Теперь расскажите сказку по частям с использованием красивых слов, чтобы вас интересно было слушать.

Первый ребенок целиком рассказывает. (Пересказывают.)

Вспомните слова лиса, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. «Отдыхаю, голубчик, там наверху жарко, так я сюда забралась».

А как лиса стала разговаривать с козлом потом? (сердито, громко, грубо, гневно).

«Эй, борода ты, дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.

А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.

А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.

Воспитатель: Молодцы! Смогли показать характер лисы.

Воспитатель: пересказываем по частям (один ребёнок начинает, а другой продолжает).

Физкультурная минутка.

Много сказок есть на свете дети шагают

Эти сказки любят дети дети приседают

Про лисичку и зайчонка, дети имитируют движения

И про Машу с медвежонком

И семь беленьких козлят, руки в стороны, потом к плечам

Съесть которых волк был рад.

А сейчас все вместе глазки закрывайте,

И волшебные слова дружно повторяйте:

«Раз, два, три, в сказку попади!» движения по смыслу

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в театр, вы не просто дети, вы артисты.

Распределяем роли и пересказываем по ролям. Следующий вид пересказывания – по ролям (лиса – девочка, мальчик – козёл). Дети сами оценивают.

Воспитатель: А теперь, кто попробует пересказать без помощи схемы? (Дети пересказывают.)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно запомнили сказку.

3. Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок»

Как вы понимаете слово - ложь? (неправда).

Значит сказка - это неправда, придуманные события.

А слово намек - указание на что-то плохое или хорошее.

Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.

Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.

Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей).

Мы с вами познакомились со сказкой «Лиса и козел» скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? Речи - сладкие, а дела – горькие.

Воспитатель: Ребята, а мне жалко козла за то, что он такой доверчивый, что его обманула лиса. Давайте предупредим его, чтобы в следующий раз он не попал в такую ситуацию, Я приготовила конверты и листочки. Вы их возьмите домой и напишите нашему герою письмо. Давайте придумаем ему имя (….)

Письмо у нас будет начинаться так: Здравствуй, козел Яша! Разве ты не знал, что…

Воспитатель: Скажите, чем мы с вами занимались? Что вам запомнилось больше всего на занятии? Что показалось сложным? Почему? и т.д

Воспитатель подводит итог занятия: отмечает самых активных детей на занятии, обращает внимание на ответы детей.