День Крещения Руси: традиции, обряды, приметы и поверья. История праздника крещение Празднование крещения на руси

Инструмент

День крещения — стал важным этапом в истории Киевской Руси и повлиял на ее дальнейшее культурно-историческое развитие.

В Киевскую Русь православная вера пришла в 988 году, хотя праздник крещения Руси отмечать официально начали только в XXI веке.

Sputnik Грузия поинтересовался почему День крещения Руси празднуют 28 июля, а также историей и значением праздника.

Кто крестил Русь

День крещения Руси празднуют 28 июля не случайно - в этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960-1015) — крестителя Руси.

Владимир — сын князя Святослава и "вещей девы" Малуши, самостоятельно начал править с 17-18 лет. Мать Владимира - Малуша была христианкой. Она приняла христианскую веру вместе с княгиней Ольгой в Константинополе, при которой состояла ключницей. Вернувшись на родину, Ольга решила передать веру своим потомкам.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

К власти Владимир, как повествует житие, пришел после междоусобной войны со своими братьями Олегом и Ярополком. В первые годы правления молодой князь был яростным язычников и предавался бурной чувственной жизни, хотя таким сластолюбцем, каким его иногда изображают, далеко не был.

Как добрый и заботливый хозяин, Владимир оборонял и расширял, при необходимости, пределы своего княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, для дружины и для всего Киева устраивал веселые и щедрые пиры. Но Господь готовил ему другую судьбу.

Летописное сказание "об испытании или выборе вер" повествует, что в Киев в 986 году от разных народов приходили посольства, которые призывали князя обратиться в их веру.

Мусульманской веры волжские болгары хвалили Магомета, посольство из Рима от папы проповедовало латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл проповедник из Византии и рассказал Владимиру о православии.

Князь, чтобы понять, чья вера лучше, отправил посланников в те страны, откуда приезжали проповедники. По возвращению послы рассказали о религиозных обрядах и обычаях этих стран.

По преданию князь был впечатлен рассказами посланников о патриаршей службе в Константинополе, однако принял христианство не сразу.

Крещение Руси историки поясняют также политическими причинами. Так, например, приверженцам православной веры было проще торговать с христианской Византией, а также заручаться ее поддержкой.

Крещение Руси было выгодно и самой Византии — она получала союзника, в том числе и военного, в борьбе за расширение своего влияния.

История крещения

За военную помощь, оказанную императору Василию II в подавлении восстания, поднятого военачальником Вардой Фока, Владимир попросил руки Анны — сестры византийского правителя.

Согласно договору, князь мог получить руку царевны Анны послав в помощь императорам шесть тысяч варягов и приняв Святое крещение.

С помощью русских мятеж был разгромлен, но греки выполнить свою часть уговора, не торопились. Князь, возмущенный обманом со стороны греков, захватил греческий город Корсунь (ныне Севастополь), требуя у правителей Византии отдать ему в жены царевну Анну, в противном случае угрожал пойти на Константинополь.

© photo: Sputnik / Oleg Makarov

Византийские императоры — Константин VIII и Василий II вынуждены были согласится, но требовали, чтобы Владимир до бракосочетания с Анной принял крещение.

Владимир крестился вместе со своей дружиной в Корсуни, а после состоялся обряд бракосочетания с царевной Анной.

Женившись на царевне, князь отпустил всех своих жен и наложниц, а возвратившись в сопровождении корсунских и греческих священников в Киев, крестил своих сыновей от предыдущих жен. Затем Святое крещение приняли многие бояре.

В Киеве, по приказу Владимира разрушили возведенное им же некогда капище — идолов изрубили в щепки и сожгли. Затем князь собрал всех жителей Киева на берегу Днепра, где прошло массовое крещение киевлян.

Произошло это важнейшее событие, согласно летописи, в 988 году. Христианство, вслед за Киевом постепенно пришло в другие города Руси — Чернигов, Полоцк, Волынский, Туров, где создавались епархии.

В целом крещение Руси затянулось на несколько столетий. Крещение Ростов принял только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись до XII века.

Племя вятичей дольше всех славянских племен оставалось в язычестве — их просветителем стал в ХII веке преподобный Кукша Печерский, который принял у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой веры или крещение Руси стало серьезным импульсом к объединению русских земель.

История праздника

День крещения Руси впервые отметили официально в 1888-м - торжественные церковные службы, крестные ходы и праздничные народные гулянья прошли по всей стране.

В 1988-м отметили 1000-летие крещения Руси — в СССР празднование носило внутрицерковный характер. Основные торжества прошли в московском Даниловом монастыре, специально воссозданном к юбилею.В 2018-м православные отметят 1030-летие со дня крещения Руси — центрами празднования станут Москва, Киев, Минск и Кишинев. Молебны и крестные ходы пройдут во всех городах.

Волна колокольного звона в день крещения Руси, прокатится по всем храмам и монастырям Русской церкви — праздничный перезвон будет слышен практически повсюду.

Одновременный перезвон впервые объединил православные храмы и монастыри России, Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран в 2012 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Нет никаких сомнений, что столь неоднозначно оцениваемое событие как крещение Руси имеет гораздо больше шансов стать поводом для ожесточённых мировоззренческих споров, чем для народных гуляний. Всё большее число славянских людей видят в нём не благо, а проклятье, морок и тысячелетнее духовное иго, апогей которого мы наблюдаем в наши дни.Достаточно более пристально взглянуть на личность и поступки святого князя Владимира, с необычайной лёгкостью сменившего веру предков на "всё равно какую" религию (о чём есть свидетельства в "Повести временных лет" и летописях Нестора), чтобы всерьёз задуматься об подлинном смысле этого события для Земли Руси. О том, какими белыми нитками шита "святость" князя публицист В.А. Щапов пишет следующее:

"В учебниках неоднократно повторяются, что Владимир "сын рабыни", хотя в летописи ни слова об этом не сказано. Как "сын рабыни" мог стать князем? Это нелепица!

Исследователи В.Емельянов и А. Добровольский, считают, что Владимир не "сын рабыни", а равинич (рабичич), т. е. потомок раввина.

Отец Малуши (матери Владимира) был равв (рабб) (т.е. раввин) Малк Любечанин. Дело в том, что Любеч до 882 г. находился в зависимости от иудейского Хазарского Каганата. В Любече жило много иудеев-ростовщиков. В 882 г. князь Олег Вещий освободил Любеч от Хазар, но иудеи проникли на службу к Олегу. Пристроилась и Малка, да не куда-нибудь, а казначейшей (ключницей).

Владимир, за особую нелюбовь к нему Святослава еще в детстве, был назначен князем Новгорода. Святослав не любил новгородцев за их торгашеский дух и, отпуская к ним Владимира, сказал: "Возьмите его, по вас и князь! " Воспитывал Владимира Добрыня, брат Малки. Его настоящее имя Дабран (по-русски: "краснобай"). Ввиду близкого созвучия со славянским именем Добрыня, сына раввина Малки кликали Добрыней (к былинному Добрыне Никитичу он никакого отношения не имеет). Малка была ключницей, а Дабран, согласно былине, тоже пошел по торговой части: "… три года жил Добрынюшка да ключником, золотой да казны жил учетчиком". Вот почему Владимира называли робичичем (сравним фамилии Рабич, Рабинович и т.д.)

Также следует обратить внимание на каганский титул Владимира (известный монаху Иакову). Это титул хазарского происхождения. Митрополит Илларион в "Слове о законе и благодати" называет Владимира "каган земли Руськой" ("каган" - глава иудейского Хазарского государства). Теперь рассмотрим "славные деяния" сего робочича.

Убил своего брата Ярополка, законного государя, и сел на его престол. В 980 г. начал перестройку славянства. По сведениям скандинавских саг, первый (!) стал приносить кровавые жертвы, в том числе человеческие. "И осквернися кровьми земля Руска и холмъ отъ" (НЛ. с.57). Тем самым Владимир нарочно стремился исказить светоотеческую веру, отвратить от неё народ, чтобы христианство стало выглядеть более привлекательным.

Владимир имел шесть жён: Анна, Аделья, Малфрида, Олова, Рогнеда, Юлия. Причём, Юлию он взял беременную от Ярополка, лишь «ради красоты ея». Кроме того, содержал 800 наложниц (300 в Вышегороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове). "И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц… Этот же (Владимир) был невежда, а под конец обрёл спасение" (ПСРЛ. т. I. в.I). "31 июля 990, в четверг князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для свершения обряда крещения. Он недвусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как его личные враги… Практика показала, что заставить широкие массы креститься можно лишь под угрозой применения к ним репрессий" (Рапов О.И., Русская церковь… с.250).

Таким образом, в пятницу, 1-го августа 990 года святой (?!) Владимир "Красное солнышко" начал гражданскую войну. Владимир "… повеле рубити церкви и поставляти по местомъ, идеже стояху кумири; и постави церковь святого Василья на холме, идеже стояше кумиръ Перунъ и прочии" (на этом месте несколько раз пытались возвести церкви, но до сих пор там пустое место). Воевал Владимир в основном только со своими подданными. Он развалил Русь Святослава, владения которого простирались от Каспийского моря до Болгарии, укрепил оборону Византии (злейшего врага Руси) и даже послал 6000 отряд на помощь императору.

Владимир уничтожил обычаи славян, духовные ценности волхвов, хранителей народной мудрости. Людей, не желавших креститься, Владимир сгонял на окраины Руси - копать рвы и строить крепости. Освободившиеся от коренных жителей земли заселил кочевыми племенами торков, чёрных клобуков и берендеев. Ввёл смертную казнь «за разбой», т.е. казнил восставших против христианского чужебесия. Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ. Вместе с запахом гари потянуло гнилым душком.

Владимир щедро раздавал лучшие славянские земли греческим попам. Превратил Киев в "Новый Иерусалим", за что и был посмертно награждён почетным званием "святой". Перед смертью раздал Русь своим сыновьям, превратив её в двухсотлетнее поле боя "княжеских усобиц" и "обид".

О дальнейших последствиях крещения Руси князем Владимиром лучше всего сказано в строках поэта Игоря Кобзева:

Коль ты примешь, князь, христианский лад,
К нам на Русь, говорю заранее,
Вороньем церковники налетят,
Навезут "святое писание".
Хоть писание это "святым" зовут,
Трудно книгу сыскать развратнее.
В ней и ложь, и грязь, и постыдный блуд,
И вражда, и измена братняя.
Занедужим мы от их "аллилуй",
Что во сне-то у нас не виданы!
Будут петь на Руси: "Исайя, ликуй!"
Будут чтить псалмы Давидовы.
Чужеродные, чуждые словеса
Заскрежещут арбой немазанной.
И пойдет от них увядать краса
Речи русской, шелками вязаной!
Коли деды клюкву одну едят,
Скулы внукам сведет оскомина.
Много бед церковники натворят,
Истерзают народ расколами.
Встанет брат на брата и род на род!
Ой, люта вражда между близкими!
Вновь усобица по Руси пойдёт,
Самый подлый наш ворог искони!

Это великий праздник Православной Церкви. Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением — потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог — это вечный свет, просвещающий мир.

Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало полное моральное истощение. Языческий мир погряз в пороках, низойдя в самую глубину нечестия. Реки беззакония разлились по всей земле. Люди служили дьяволу, забыв и оставив своего Творца. Сам воздух был осквернен дымом идольских жертв, курившийся повсюду. Но восставить себя из глубины нравственного падения человечество было бессильно. Исцелить этот больной, измученный фантазиями мир предстояло своею проповедью, смертью и воскресеньем Спасителю. Об имеющемся прийти Искупителю время от времени давались пророчества и обетования избранному народу, Израилю. Ждали Его прихода все жители востока. Их взоры всех были обращены на Иудею, откуда ожидали Царя, имеющего овладеть вселенной.

Но напряженнее всех ожидали Мессию иудеи. И потому, когда последний иудейский пророк Иоанн Предтеча призвал ожидающих Спасителя, очиститься в водах Иордана, к нему потекли десятки тысяч. Пришли к нему и лицемеры фарисеи и циничные аристократы саддукеи. Они тоже знали, что наступает время прихода Мессии. Но пророк их встретил неласково. Отметим этот момент особо. Крестилась вся Иудея, кроме притворно набожных фарисеев и саддукеев, от которых Иоанн, зная их лживую натуру, потребовал не устного покаяния, а реальных дел добра. Для иудейских вождей у Иоанна Предтечи не нашлось никакого сочувствия. Это стало для них тяжелейшим потрясением. Трудно описать разочарование этих людей. Ведь выяснилось, что ничего хорошего от прихода Мессии им ждать не стоит.

Едва ли не последним пришел креститься к Иоанну Сам Христос и не сразу был узнан пророком. Подобно всем иудеям, Иоанн ждал Мессию в несколько ином облике — величественном, царском. Но с первых же мгновений пророк распознал, что пришелец неизмеримо превосходит его. «Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14) — В каждом слове Иоанна сквозит удивление. Но Иисус ответил ему, что так надлежит совершиться правде. А правда заключалась в том, чтобы Христос явился в мир не повелевать, а служить. Так, в рабском виде, начал Он служение, в рабском виде был и казнен.

Не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн, пока наконец великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно. Отверзлись небеса, и увидел пророк Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф.3.7)

Так началось служение Спасителя. Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными.

НАВЕЧЕРИЕ

Как и празднику Рождества Христова, празднику Крещения, предшествует день строгого поста - Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), которое свидетельствует об особом значении начинающегося торжества. В древности был обычай в ночь под Крещение петь дивные песни Богу и зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем.

ВЕЛИКОЕ ВОДОСВЯТИЕ

Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада и гниения, по своим физическим свойствам крещенская вода будет стоять нерушимая на протяжении года, а то и большего времени. А на следующий, после Крещения, день все воды снова приобретают свои обычные свойства.

«ПОБЕЖДАЕТСЯ ЕСТЕСТВА ЧИН»

Крещенская вода есть одно из — наряду со множеством других — свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы, вернее, законы нынешнего состояния естества, как не раз звучит в церковных песнопениях: «Побеждается естества чин». И это дивное свидетельство чудесности крещенской воды невозможно, как бы ни хотелось некоторым, объяснить никакими рациональными причинами. И конечно, здесь дело не в тех ионах или катионах серебра или каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с давно уже не серебряных богослужебных крестов и богослужебных сосудов, после чего вода не портится. Никакой катион не освятил бы городской водопровод и никакие частицы драгоценных металлов не дали бы возможность нашим предкам в прежние века преобразить на Крещение воду в освященных источниках, в больших и малых реках и озерах.

На Руси Крещение (19 января) исстари праздновалось широко и торжественно. В канун, как рассказывает герой романа Ивана Шмелева «Лето Господне», «ставят кресты…мелком-снежком…на сараях, на коровниках, на всех дворах». А на следующий день вся Москва высыпала на улицу и заполняла окованную льдом Москву-реку у прорубленной во льду Иордани… Крестный ход «на Иордань» совершался во всех русских городах. Находились смельчаки, которые раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. Сегодня вновь возрождается этот обычай великого водоосвящения природных источников. И ныне в «Иордане» купаются больные, чтобы излечиться.

«ВОДА ИСЦЕЛЕНИЯ И ПОКОЯ»

Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой причащающегося ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Когда кто-нибудь сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год.

Первое широкое народное празднование Дня Крещения Руси прошло в 1888 году. Мысль о праздновании 900-летия Крещения народа Руси принадлежала киевским православным горожанам, которые обратились с этой идеей к митрополиту Киевскому и Галицкому Платону. Именно митрополит Киевский и Галицкий в 1886 г. представил Святейшему Синоду свой проект празднования.

1888 год - 900 летний юбилей

Идея владыки была активно поддержана не только Киевской городской думой, но и Санкт-Петербургским «Славянским благотворительным обществом», в котором в том же 1886 году тоже горячо обсуждалась необходимость празднования предстоящего юбилея. Именно это общество добилось, чтобы празднование Крещения Руси стало не только киевским, но и всероссийским. Вместе с тем возникли и сомнения в уместности подобного торжества.

В месяцеслове Русской Православной Церкви не было праздника в честь введения христианства на Руси. Тем не менее, предстоящий юбилей Крещения Руси получил поддержку в верхах. Представитель Святейшего Синода Константин Победоносцев, ставший горячим сторонником празднества, заявил, что 900-летие Крещения Руси является настолько значимым юбилеем, что его следует признать выдающимся событием не только для Православной Руси, но и для всего православного мира.

Спустя почти два года, 17 февраля 1888 г., вышло Постановление Святейшего Синода о праздновании 900-летия Крещения Руси. Главным днём мероприятий объявлялось 15 июля (28 июля по н.ст.) - день церковной памяти равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Постановление утверждало обязательный церковный порядок празднования, признавая непременными специальные мероприятия не только 15 июля, но и в течение всей недели. При этом праздновать Крещение определялось не только в Киеве, но и по всей Руси.

С этого времени начались приготовления к торжествам. Праздник, по задумке организаторов, должен был охватить весь православный мир, но главным его действующим лицом должна была стать православная Русь и её история, в которой особую роль сыграл князь Владимир. Сохранились свидетельства о том праздновании: «Город был расцвечен флагами и гирляндами с золотым инициалом равноапостольного князя Владимира.

Как и было запланировано, торжественному крестному ходу предшествовала праздничная служба в Софийском соборе. По окончании литургии процессия с иконами и хоругвями, знаменами и цеховыми знаками двинулась под колокольный звон Софийского собора к памятнику святому князю Владимиру. После этого крестный ход продолжил свое движение и остановился у приготовленной на берегу Днепра купели. К этому времени тысячи людей уже стеклись к месту водоосвящения. Они заполнили все площади, вершины городских холмов и крыши домов, а на Днепре скопилось множество судов, в том числе 20 больших пароходов, переполненных публикой».

Празднование 900-летия киевского Крещения Руси прошло в Киеве, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославе. Торжественно отмечался этот день в тех городах, которые имели отношение к жизни и деятельности равноапостольного князя Владимира: Херсонес, Новгород, Владимир-Волынский, Овруч, Луцк. В каждом крупном городе состоялись торжества по заранее выработанному сценарию, размах которых зависел от возможностей местных властей – Одесса, Харьков, Севастополь, Калуга, Вильно широко праздновали 900-летие. Повсеместно были напечатаны и распространены, особенно в учебных заведениях, книги святоотеческой литературы, жития святого равноапостольного князя Владимира, установлены его иконы. Большое количество отреставрированных и выстроенных новых храмов по всей стране усилили значимость юбилея.

1988 год - 1000-летний юбилей, или «Второе Крещение Руси»

Впервые со времен установления атеистической власти в СССР было официально разрешено проведение торжеств по случаю церковного праздника.

Из воспоминаний Валентина Фалина, непосредственного участника тех событий: «В середине 1980-х годов мне поручили возглавить агентство печати «Новости» (АПН). В июне 1986 года М.С. Горбачев с участием других членов Политбюро проводил совещание с обществоведами, писателями, руководителями СМИ. Цель - выявить, что следует сделать, дабы идеи перестройки стали понятны интеллигенции? Нужно заметить, что буквально накануне этого ко мне обратилось несколько иерархов нашей Церкви и выразили большую озабоченность по поводу предстоящего юбилея в условия безбожной власти. В своем выступлении я сформулировал: предстоит тысячелетие Крещения Руси. Следует отметить юбилей как всенародный праздник, знаковый этап нашей истории, становления Руси как государства. Зал безмолвствует, на том и разошлись. На следующий день прошу пригласить от моего имени в АПН митрополитов Питирима и Ювеналия, других авторитетных архипастырей. Приглашение было принято… Патриарх Пимен считал необходимым воспользоваться шансом для воссоздания согласия в обществе и рубцевания ранее нанесенных ран. Это был большой подготовительный труд, но получилось! Празднование 1000-летия Крещения Руси перевернуло сознание миллионов людей. В юбилейный год 1000-летия Крещения Руси советское правительство возвратило православной церкви Свято-Данилов монастырь, Дальние пещеры Киево-Печерской лавры, Введенскую Оптину пустынь, Толгский монастырь, что означало возрождение монашества. В Церковь из музеев и государственных хранилищ вернулись: частица Креста Господня, десница апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского».

Еще один очевидец и непосредственный участник Молебна в честь 1000-летия Крещения Руси на Владимирской горке в Киеве ныне епископ Обуховский Иона так вспоминает те юбилейные торжества: «Мое воцерковление совпало по времени с началом возрождения Православия в нашей стране. Повышенный интерес к Церкви и ее жизни возник тогда, когда вся страна готовилась к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Ведь подготовка к этому событию началась несколько ранее 1988-го - года за два или за три… Накануне торжеств по случаю тысячелетия Крещения Руси в СМИ началась сдержанная кампания по освещению празднования… То в одном, то в другом советских периодических изданиях начали публиковать главы Евангелия. Могу с уверенностью сказать, что эти странички были зачитаны практически «до дыр».

В итоге, когда по всей стране развернулись торжества по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси, это событие было встречено не как что-то из ряда вон выходящее и сверхъестественное, а как совершенно закономерный праздник… Празднование 1000-летия Крещения Руси дало возможность открывать храмы, открыто проповедовать Слово Божие и исповедовать свою веру. В результате произошел настоящий перелом в истории Советского Союза. Фактически с этой даты прекратились гонения на Церковь, и этот исторический момент стал поистине вторым Крещением Руси».

2006 год – для организации всенародного празднования Дня Крещения Руси создана Международная общественная организация «День Крещения Руси» из представителей культуры, духовенства, науки и спорта Украины, России, Беларуси и Молдовы.

2007 год - первое в новейшей истории народное празднование Дня Крещения Руси в Киеве.

2008 год - празднование 1020-летнего юбилея Крещения Руси. Были организованы праздничные просветительские концерты в 24 крупнейших городах Украины, собравшие более полутора миллионов зрителей. По всем епархиям Украины был организован Крестный ход с иконой и частичкой мощей святого равноапостольного князя Владимира.

2009 год - в Дни празднования Крещения Руси Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, впервые прибыл в Украину с пастырским, молитвенным и паломническим визитом.

2011-2012 гг. - по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Владимира, празднование Дня Крещения Руси проводилось в столицах трех стран одновременно – в Киеве, Москве и Минске - с прямой ТВ-трансляцией на главных телеканалах стран – участниц празднований.

2013 год - по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в рамках международного празднования 1025-летия Крещения Руси был проведён уникальный Крестный ход, в котором впервые в истории ковчег со святыми мощами крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира был пронесен от Владивостока до Киева по всей территории Руси. Крестный ход со святыми мощами крестителя Руси завершился 27-го июля в Киеве на Крещатике, где состоялось грандиозное народное Празднование 1025-летия Крещения Руси с прямой трансляцией на весь мир.

С 2014 года - по благословению предстоятеля Украинской православной церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, Крестный ход в честь великой даты Крещения Руси и святого равноапостольного князя Владимира становится традицией.

2016 год – впервые в преддверии празднования Дня Крещения Руси был проведен Всеукраинский крестный ход мира, молитвы и любви. Отправными точками крестного хода стали Святогорская Лавра на востоке и Почаевская Лавра на западе страны. Сотни тысяч людей приняли участие в крестном ходе, прошли с чудотворными иконами и молитвой через всю страну, чтобы попросить у Бога мира для всех.

А 27 июля богомольцы объединились в Киеве на Владимирской Горке, чтобы вместе вознести хвалу Господу и помолиться о Божьей милости для нашего народа. Всего в молебне на Владимирской горке и крестном ходе в Киево-Печерскую лавру приняло участие более 80 тысяч человек.

Примечательно, что празднование Крещения Руси в тот год совпало с празднованием 1000-летия установления древнерусского монашества на Святой горе Афон. По этому случаю в Киев была специально привезена уникальная икона "Благословение Святой Горы Афон" с изображением Богородицы и святых угодников-выходцев из киевской крещенской купели. Верующие имели возможность помолиться у этой иконы во время Молебна на Владимирской горке. С Крестным ходом в этот день прибыли на молебен и чудотворные иконы Божьей Матери - Святогорская и Почаевская.

2017 год – празднование Дня Крещения Руси началось традиционного ежегодного молебна на Владимирской горке, который возглавил предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший Онуфрий, и крестным ходом верующих в Киево-Печерскую лавру, где было отслужено всеночное бдение. Крестный ход-2017 сопровождали 11 чудотворных икон и мощи равноапостольного князя Владимира. Событие собрало рекордные 100 тысяч участников, среди которых были православные верующие из всех епархий Украины, группы паломников из Белоруссии, России, Молдовы, Греции, Румынии и других стран мира.

Участники Крестного хода - 2017 на улице Грушевского в Киеве / vera.foma.in.ua

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter