Чк чн нч рщ нщ примеры. Урок развития умений

Огород

Речевая разминка

В начале урока проведём речевую разминку:

Ш — всегда шипящий звук.

Шар воздушный сдулся вдруг:

На камнях змея шипит:

Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш!

Море Черное шумит:

Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш!

Ж — конечно, звук жужжащий.

Это жук жужжит блестящий:

А еще жужжит пила:

Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж!

И летящая пчела:

Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж!

Ч — напомнит этот звук,

Как пускает пар утюг:

Как вагончики спешат:

Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч!

Как жалеют малыша:

Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч!

Щеткой вещи чищу чисто:

Обрывает ветер листья:

Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ!

Щ — метем мы мусор щеткой:

Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ!

Произносим звуки четко:

Ж Ш Ч Щ!

Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ - согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ - шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш - всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ - всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК - ЧН - ЩН .

Особенности написания буквосочетаний ЧК - ЧН - ЩН

В сочетаниях ЧК - ЧН - ЩН мягкий знак не пишется , потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:

Ёлочка и белочка,

Шуточка, минуточка.

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

Мягкий знак не пишется,

Даже если слышится!

Закрепление знаний на практике

Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.

Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

Это Красная Шапочк а, Дюймовочк а, Русалочк а. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Хищная щука , свежее молоко , рыжая белка , доброе сердце , белая собака , яркая свеча , молодая ветка.

Проверим:

Хищная щучк а, свежее молочк о, рыжая белочк а, доброе сердечк о, белая собачк а, яркая свечк а, молодая веточк а.

Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

Яблоко - ……….пирог;

пшеница - ……хлеб;

огурец - ………сок;

овощи - …… салат;

ночь - ………поезд;

дача - ………сезон;

хищник - ……зверь.

Проверим:

Яблочн ый пирог

Пшеничн ый хлеб

Огуречн ый сок

Овощн ой салат

Ночн ой поезд

Дачн ый сезон

Хищн ый зверь

Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.

Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.

Проверим: мощн ая машина, солнечн ый день, точн ая наука, речн ая вода, печн ая труба.

Соединим слова в словосочетания.

Мощная суп

изящная зверь

солнечный машина

синичкин день

хищный птенчик

овощной ваза

Проверим, что получилось:

Мощная машина

Изящная ваза

Солнечный день

Синичкин птенчик

Хищный зверь

Овощной суп

На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Dondokova-tutor.ucoz.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Arhschool1.ucoz.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
  • Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделите буквосочетания, которые вы использовали.

Клубника - ……….торт; яблоко - ………повидло; овощи - …… сок; печь - ………труба; столица - ………клиника; жилище - ……комплекс.

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай загадки, где ответами будут слова с ЧК, ЧН, ЩН.
Выпуск 57

На урок русского языка в Шишкину школу ведущая Василиса принесла большую коробку. Ученики подумали, что там подарки или вкусности. Но оказалось, что там… ручка, удочка, очки, семечки. А теперь — вопрос: что эти слова объединяет? Коксик не растерялся и сразу придумал: рыбалка. Рыбак в очках и с удочкой сидит на берегу, поплёвывая семечки. Хм, только зачем же ему ручка…
— Я знаю, — догадалась внимательная Шуня. Это слова с ЧК. В каждом слове есть сочетание букв ЧК.
— А по-моему написано неправильно, — заметил Зубок. Написание ЧК должно быть с мягким знаком посередине. Он ведь даже слышится.
— Нет, нет, — не согласилась с предложением Василиса. Слова написаны правильно. Звук «Ч» сам по себе мягкий, у него нет твёрдой пары. Поэтому слова с ЧК пишутся без мягкого знака в этом сочетании букв. А есть в русском языке еще сочетание, которое пишется без мягкого знака. Это слова с ЧН. Итак, все слова с ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака. А теперь приведите примеры слов с ЧК и ЧН:

свечка ночник
ночка печник
кочка солнечный
речка яблочный

А сейчас прозвучит начало одной русской народной сказки. Найдите в ней слова с ЧК и ЧН.
Шла Лисичка - сестричка по лесной тропинке. Нашла Лисичка скалочку . Постучалась в избу. Её впустили. Легла Лисичка - сестричка на лавочку , а скалочку положила под печку .
— Я знаю такую сказку. Она называется «Лисичка со скалочкой»— обрадовалась Шуня.
А вот загадка с примерами ЧН:
Над чащей лесной, над гладью речной
Висит и сияет фонарик ночной .
(луна)

— Я вижу, что вы хорошо запомнили правила написания ЧК и ЧН и не ошибётесь, когда вам попадутся слова с ЧК и ЧН, — порадовалась Василиса.

«Ч» и «эН», «Ч» и «Ка»
Не расстанутся никак.
И не вздумай между ними
Ты поставить мягкий знак.

Печка, свечка и ночной
Речка, солнечный, речной.
Знаем мы наверняка
Где ЧН и где ЧК.

Килина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: Урок русского языка. 2 класс
Тема: Буквосочетания чк, чн, нщ, чт, щн
Дата публикации: 01.06.2017
Раздел: начальное образование

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Тема

Орфоэпические нормы произношения слов с буквосочетаниями чн, чт. Правописание буквосочетаний

чк, чн, чт, щн, нч

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк , чн , чт , щн , нч ,

орфоэпическими нормами произношения слов с буквосочетаниями чн , чт ; создать условия для развития

применять на практике правило, ознакомления со словарным словом тарелка

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые

результаты

(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,

грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные

результаты

Владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в справочной литературе (словари);

логические – классифицируют слова по самостоятельно установленным критериям.

Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию

Основное содержание

темы, понятия

и термины

Орфоэпические нормы произношения слов с буквосочетаниями чн , чт ([ш]то, наро[ш]но).Правописание

буквосочетаний чк , чн , чт , щн , нч . Слово с непроверяемым написанием тарелка

Образовательные

ресурсы

Таблица «Орфограмма “Буквосочетания чк , чн , чт , щн , нч ”»

Те х н о л о г и ч е с к а я

к а р т а

у р о к а

Этапы урока

Формы, методы,

методические

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

Организационн

ый момент

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться.

– Настроение хорошее?

Все расселись по местам,

никому не тесно,

По секрету вам скажу «будет

интересно»!

Приветствуют

учителя. Организуют

свое рабочее место,

проверяют наличие

индивидуальных

принадлежностей на

оценивают

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость на слова

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический.

Что случилось? Что

случилось?

С печки азбука свалилась!

Буквы рассыпались, поломались,

поможем им и составим из

элементов.

Ч, щ,н, к, т.

Узнают буквы по

элементам.

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают

каллиграфический

Правильное

написание

Мотивирование

к учебной

деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

Ребята, какое время года

сейчас на улице?

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

О чём это стихотворение?

Почему зимой лес красивый?

Я предлагаю вам отправиться

на прогулку по зимнему лесу.

Закройте глаза и представьте,

Слушают учителя

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость на слова

что мы оказались в лесу. Пошёл

IV. Постановка

темы и целей

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

Но чем необычен этот снег?

Назовите буквы в первом ряду.

Какая из них лишняя? Почему?

Назовите буквы во втором

Какая из них лишняя? Почему?

Какие сочетания с этими

буквами вы знаете?

Что вы можете сказать о

буквосочетаниях?

Сформулируйте тему урока?

Какую цель поставим перед

Слушают учителя

ч – мягкий шипящий

согласный звук

щ – мягкий шипящий

согласный звук

ЧК, ЧН,ЧТ,ЩН

Будем повторять….

Будем учиться….

Формулируют тему,

планируют

деятельность

Беседа по

вопросам,

V. Постановка и

решение

учебных задач.

1. Измените слова

так, чтобы в них

появилось

сочетание ЧК.

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа,

Попав в лес, кого мы можем

там встретить?

Почему их называют дикими?

Отгадайте загадку.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Красивая белка -….

Рыжая лиса -……

Певчая птица -…..

Диких животных.

Читают, списывают.

Находят в словах чт ,

чк , объясняют их

правописание.

Беседа по

вопросам,

2. Применение

написания слов с

буквосочетаниям

ичк , чн , чт , щн ,

Фронтальная.

Словесный,

проблемный,

практический.

Чтение, беседа,

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Найди ошибки, спиши

правильно.

Читают слова.

Выполняют задания в

Думают, размышляют,

высказывают свое

Умеют работать в паре.

Контролируют работу

партнера

Беседа по

вопросам,

Самостоятельная

работа в парах

Яичьница, прозрачьный, точка,

очьки, клеточка, ручной,

чьтение, овощьной.

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Выполняют движения

по тексту

Осуществляют

профилактику

утомления

Правильное

выполнение

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Подготовила и провела учитель начальных классов Бондаренко Ирина Васильевна

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь : находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Каждый урок мы открываем тайны русского языка. Хотите и сегодня открыть новую тайну?

II. .Минутка чистописания.

Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

Червяк чинил свой чемодан,

Потом, бурча, чинил диван . (Звук [ч], буква - ч)

III. Определение темы урока

- .Прочитайте пословицы. - Когда так говорят?

Пл...хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?

Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?

Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН,как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знак

–Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями -чк- --чн, -щн.)

IV Физкультминутка.

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем

V Работа по теме урока

1.Игра: Кто больше запомнит слов.

С этим заданием вы справитесь в парах.

Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?

Какие сочетания пишутся без ь?

Правильно ли мы сделали вывод, что, кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чи таем правило в учебнике на с.5.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями - чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки

–Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

4.Работа по учебнику упр.7с.6.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка.

VI Закрепление по теме урока. Работа над орфоэпией.

1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. .Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,

(Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный

2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.

VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Как вы думаете, справились мы с очередной тайной нашего родного языка?

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Кто доволен своей работой.

VIII .Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.


ЗАДАНИЯ

1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.

Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..

2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.

3. Узнай слово: колю.....а., Жу...…а, щё......а

4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

5. Из больших предметов получить маленькие.

Строка -

Кошка -

Дева -

6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать

Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик

7. Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисточк а )

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (удочк а )

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

(спичк и )

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

(почк и)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласточк а )

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(Понч ик )

1. Прочитайте. Когда так говорят?

    Плохой друг в деле не помощник.
    На своей улочке и курочка храбра.

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?

2.

Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

  • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
  • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
    1. с чк ,
    2. с чн ,
    3. с чт ,
    4. с щн .

3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

  • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
  • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

4. Прочитайте.

    Мышонок встал на цыпочки,
    Он роста невеликого,
    Играет он на скрипочке,
    Тихонечко пиликает.
    И. Токмакова

  • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
  • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

  1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
  2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

  • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Подберите к выделенным словам однокоренные.

та ре́лка

7. Прочитайте. Назовите сказки.

  1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
  2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
  3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
  • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
  • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

8. Произнесите слова.

скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

  • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
  • Устно составьте предложение с любым словом.

9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристели.

Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

(Н. Сладков)

  • Почему в тексте выделены три части?
  • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

    В небе — вечер, в небе — тучки ,
    В зимнем сумраке бульвар .
    Наша девочка устала,
    Улыбаться перестала.
    Держат маленькие ручки
    Синий шар.

  • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.