Тест по биологии "происхождение и начальные этапы происхождения жизни". Движущие силы антропогенеза «происхождение живых существ»

Веранда 

Дарвин показал, что основные факторы эволюции органического мира, то есть наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, приложимы и к эволюции человека. Благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд морфофизиологических изменений, в результате которых выработалась вертикальная походка, разделились функции рук и ног.

Для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. Качественное своеобразие его вскрыл Ф.Энгельс, указав на социальные факторы: труд, общественную жизнь, сознание и речь. Труд - важнейший фактор эволюции человека

Труд начинается с изготовления орудий труда. Это, по словам Энгельса, «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Основной движущей силой антропогенеза явился труд, в процессе которого человек сам создает орудия труда. Наиболее высокоорганизованные животные могут употреблять предметы в качестве готовых орудий, но не способны создатьих. Животные только пользуются дарами природы, человек же изменяет ее в процессе труда. Животные также изменяют природу, но не преднамеренно, а лишь потому, что находятся и живут в природе. Их воздействие на природу сравнительно с воздействием на нее человека ничтожно.

Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных предков правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавший их основной фактор - труд - был специфичен только для эволюции человека. Особенно важным было возникновение прямой походки. Размеры и масса тела обезьян увеличились, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придавший ему гибкость, образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, упрочился крестец, челюстной аппарат стал более легким и т.д. Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс отбора наследственных изменений, полезных в трудовой деятельности. Предположительно он длился миллионы лет. Биологически прямохождение принесло человеку немало осложнений. Оно ограничило быстроту его передвижения, лишило подвижности крестец, что затруднило роды; длительное стояние и ношение тяжестей иногда приводит к плоскостопию и расширению вен на ногах. Зато благодаря прямохождению освободились руки для орудий труда. Возникновение прямохождения, по мнению Ч.Дарвина, а затем Ф.Энгельса, стало решающим шагом на пути от обезьяны к человеку. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к разнообразным движениям.

В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с наследственными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись благодаря естественному отбору. Ф.Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда. Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению. Самые примитивные орудия труда облегчают зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор, открывая в предметах природы новые, неизвестные свойства; наконец, они используются для дальнейшего совершенствования орудий труда.

Развитие трудовой деятельности приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов в антропогенезе.

Общественный образ жизни как фактор эволюции человека. С самого начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. Ф.Энгельс указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Стадность обезьяньих предков человека развивалась в общественное поведение под воздействием особого фактора. Таким фактором был труд, тесно связанный с преобразованием руки в орган труда. Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили приемам охоты и сохранения огня. С развитием трудового процесса все яснее становилась польза взаимной поддержки и взаимопомощи.

Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши предки уже на ранних стадиях употребляли мясную пищу. Обработанная и приготовленная на огне, она уменьшала нагрузку на жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные, потерял свое биологическое значение, сделался бесполезным и постепенно исчез в процессе естественного отбора; по той же причине переход от растительной пищи к смешанной привел к укорочению кишечника. Применение огня помогало защищаться от холода и зверей.

Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности для общения друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат предков человека в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека. Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств - это первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом - он обладает второй сигнальной системой. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.

Возникновение речи усилило общение наших предков на почве совместного трудового процесса и, в свою очередь, способствовало развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием социальных и биологических факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение в эволюции человеческого общества. Все усложнявшиеся трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта, членораздельная речь и жесты, мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.

Развитие головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе мышление человека могло достигнуть столь высокого развития.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию.

Итак, движущими силами антропогенеза являлись биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные (факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление).

Входной контроль:

вопрос вариант ответа
Раствор: а) Сосредоточение, накапливание каких-либо веществ в определённом порядке.
Коацервация: б) Поглощение вещества из жидкой среды поверхностным слоем твёрдого тела, обычно имеющим большую площадь.
Коацерват: в) Пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками, возникающие при взбалтывании водных растворов белков.
Микросферы Фокса: г) Фаза раствора с более высокой концентрацией веществ, окружённая определённым образом ориентированными диполями воды.
Адсорбция: д) Разделение раствора высокомолекулярных соединений на фазы с большей и меньшей концентрацией молекул.
Концентрирование: е) Однородные смеси двух или большего числа веществ, которые распределены в растворителе в виде отдельных атомов, ионов или молекул.

Ход выполнения работы:

Задание №1

Прочитайте текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле», результаты оформите в таблицу:

Ответьте на вопрос : Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

Задание №2

Прочитайте текст «Гипотезы происхождения человека», результаты оформите в таблицу:

Ответьте на вопрос : Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Задание № 3

Найдите в учебнике описание сходства и различия человека и высших человекообразных обезьян, результаты оформите в таблицу:

«Отличие человека от человекообразных обезьян»

Сравниваемые признаки Человек Человекообразные обезьяны
Особенности строения скелета
Череп
Надбровные дуги
Положение тела при ходьбе
Позвоночник
Грудная клетка
Длина рук
Большой палец руки
Кисть руки
Стопа
Таз
Функция рук
Образ жизни
Взаимоотношения со средой
Высшая нервная деятельность (функции мозга)
Особенности строения мозга
Средства общения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение 3

Выходной контроль:

Найдите соответствие между понятием и его определением, ответы оформите в таблицу:

вопрос вариант ответа
Древнейший человек: А. Перемещение по земле на задних конечностях, что позволило высвободить руки для защиты и добычи пищи.
Неандерталец: Б. Первые современные люди, характеризовавшиеся прямохождением и обладавшие членораздельной речью.
Кроманьонец: В. Группа людей, живших менее 200 тыс. лет тому назад.
Прямохождение: Г. Неоднородная группа людей, относящаяся к роду Человек и включающая питекантропов, синантропов и др. Жили около 1 млн лет назад.
Сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида: Д. Вид коммуникативной деятельности человека, при которой использование средств языка для общения приобретает устойчивый понятийный характер.

Приложение №4


Сделайте общий вывод в соответствии с целями, поставленными перед вами в этой работе.

Список литературы:

Основные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2009.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. – М., 2009.
  3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2010.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2010.
  6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2010.

Интернет – ресурсы:

1. www.twirpx.com - Учебные материалы;

2. tana.ucoz.ru- Персональный сайт учителя биологии;

3. www.amgpgu.ru - Лекционный курс;

4. www.uchportal.ru – Учительский портал;

5. http://o5-5.ru – 5 и 5 Учебный материал;

6. http://pptx.ru/ - Коллекция презентаций PowerPoint.

Дополнительные источники:


Похожая информация.


Происхождение жизни

Происхождение жизни

1.Коацерваты были первыми живыми организмами на Земле.

2.Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только от живого.

3..Пастер своими опытами доказал невозможность самозарождения жизни.

4. Наиболее существенная черта гипотезы Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников. Жизни на пути к живым организмам.

5.Коацерваты не способны адсорбировать вещество из окружающего раствора.

6.Жизнь возникла биогенным путем.

7. Жизнь на Земле появилась около 3,5 миллионов лет назад

8. В настоящее время на Земле невозможно самозарождение живых организмов.

9. Коацерват – это пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

10. Первые живые организмы на нашей планете были аэробными гетеротрофами.

Происхождение жизни

1.Коацерваты были первыми живыми организмами на Земле.

2.Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только от живого.

3..Пастер своими опытами доказал невозможность самозарождения жизни.

4. Наиболее существенная черта гипотезы Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников. Жизни на пути к живым организмам.

5.Коаерваты не способны адсорбировать вещество из окружающего раствора.

6.Жизнь возникла биогенным путем.

7. Жизнь на Земле появилась около 3,5 миллионов лет назад

8. В настоящее время на Земле невозможно самозарождение живых организмов.

9. Коацерват – это пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

10. Первые живые организмы на нашей планете были аэробными гетеротрофами.

Происхождение жизни

1.Коацерваты были первыми живыми организмами на Земле.

2.Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только от живого.

3..Пастер своими опытами доказал невозможность самозарождения жизни.

4. Наиболее существенная черта гипотезы Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников. Жизни на пути к живым организмам.

5.Коацнерваты не способны адсорбировать вещество из окружающего раствора.

6.Жизнь возникла биогенным путем.

7. Жизнь на Земле появилась около 3,5 миллионов лет назад

8. В настоящее время на Земле невозможно самозарождение живых организмов.

9. Коацерват – это пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

10. Первые живые организмы на нашей планете были аэробными гетеротрофами.

«Происхождение и начальные этапы происхождения жизни»

I. 1.Что утверждает теория абиогенеза: а) самопроизвольное зарождение жизни; б) происхождение жизни; в) возможность происхождения живого из неживого; г) развитие неживой материи.

2. В чём заключается суть теории Рихтера: а) возникновение жизни из газово-пылевого облака; б) жизнь на Земле возникла из неорганических веществ;

в) жизнь была занесена с других планет;

г) жизнь возникла из неживых веществ

3. Какой характер носили представления древних людей о возникновении жизни: а) хаотический; б) стихийно-материалистический; в) методический;

г) научный

4. Что означает термин «спектроскопия»: а) точка на прямой; б) важнейшая точка соприкосновения астрономии и химии; в) спектральный анализ;

г) изучение спектра

5. Протозвёзды – это: а) облака; б) тучи; в) звёзды; г) планеты

6. Какой химический элемент входит в состав звёздного и солнечного вещества: а) барий; б) хлор; в) водород; г) кислород

7. В чём великая заслуга теории А. Опарина в: а) создании коацерватной теории; б) концентрации химических веществ; в) в разности между скоростью и временем; г) получении органических веществ

8. Кем были получены аминокислоты: а) Геккелем и Мюллером;

б) Аристотелем и Эмпедоклом; в) Юри и Миллером;

г) Пастером и Пфлюгером

9. Коацерваты – это: а) молекулы, окружённые плотной оболочкой;

б) молекулы, окружённые водной оболочкой, которые объединяются в многомолекулярные комплексы; в) макромолекулы, которые распадаются на мономеры; г) молекулы, которые сгорают в атмосферном кислороде

10. Органические вещества, которые не растворяются в воде называются:

а) гидрофобные; б) гидратационные; в) гидрированные; г) гидрофильные

11. Суть процесса фотосинтеза заключается в: а) обмене веществ;

б) в транспорте веществ; в) синтезе органических веществ; г) в наличии вакуолей

12.Важное вещество, необходимое для процесса фотосинтеза:

а) наличие лейкопластов; б) наличие хлоропластов; в) наличие кариотипа;

г) наличие плазматической мембраны

13. Что относится к автотрофным организмам: а) бактерии; б) растения;

в) грибы; г) животные

14. Бактерии, живущие в бескислородной среде, называются: а) анаэробные;

б) протобионты; в) аэробные; г) автотрофные

15. Фагоцитоз – это процесс: а) поглощения жидких продуктов;

б) выделение углекислого газа; в) поглощение твёрдых частиц;

г) обмена веществ

II. Выберите из предложенных суждений правильные.

    Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только из живого.

    Л. Пастер своими опытами доказал возможность самозарождения жизни.

    Наиболее существенная черта гипотезы А. И. Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников жизни на пути к живым организмам.

    Самый низкий и наиболее древний уровень организации жизни – клеточный уровень жизни.

    Коацерваты не способны адсорбировать вещества из окружающего их раствора.

    Организм – сложная система, способная к саморегуляции.

    Коацерваты – это первые древние живые существа.

    Жизнь возникла биогенным путём.

    Для живого характерна способность к историческому развитию и изменению от простого к сложному.

    Л. Пастер своими опытами доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни.

III. Установите соответствие.

А – абиогенез. Б – гипотеза Опарина. В – коацерваты. Г – открытая система. Д – гетеротрофы. Е – автотрофы. Ж – биогеохимия. З – жизнь. И – смерть. К – планета.

    Небесное тело.

    Возникновение живых тел из веществ неорганической природы.

    Способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой.

    Образование органических веществ из неорганических происходил в водах первичного океана более 3,5 млрд.лет назад, при этом в условиях бескислородной среды атмосфера насыщалась альдегидами, спиртом, аминокислотами.

    Пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

    Живое тело.

    Организмы, синтезирующие необходимые для жизни органические вещества из неорганических.

    Наука, изучающая химический состав живого вещества и геохимические процессы, постоянно происходящие в биосфере при участии живых организмов.

    Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.

    Гибель особи в популяции.

Ответы: 1в,2в,3б,4б,5а,6в,7а,8в,9б,10а,11в,12б,13б,14в,15в

Ответы: 3,6,10

Ответы: 1-к,2-а,3-з,4-б,5-в,6-г,7-е,8-ж,9-д,10-и.

краткое содержание других презентаций

«Концепции происхождения жизни» - Проблема. Первичный генетический материал. Основная трудность гипотезы. Проблематика в современной науке. Биохимическая эволюция. Степень упорядоченности. Теория панспермии. Архиепископ Ашер. Мир РНК. Взаимодействие. Существует много теорий возникновения жизни. Французский ученый. Итальянский биолог. Основные постулаты теории биохимической эволюции. Идея самопроизвольного зарождения. Основоположник теории панспермии.

«Проблема происхождения и сущности жизни» - Естественноисторический подход. Опарин. Концепция стационарного состояния. Молекулы ДНК. В организме человека, весящего 70 кг, содержится 45,5 кг кислорода. Свойство хиральности. Креационизм. Вирусы. Messenger RNA. Анаксагор. Концепция панспермии. Идея самозарождения. Основные положения. Симпозиумы по проблеме происхождения жизни. Биополимеры. Основная заслуга Опарина. Концепция биохимической эволюции.

«Как возникла жизнь на Земле» - Концепция биогенеза. Изменение атмосферы Земли. Л.Пастер. Ван Гельмонт. Теория стационарного состояния. Самопроизвольное зарождение жизни. Возникновение жизни на Земле. Теория А.И. Опарина. Ф.Реди. Витализм. Л.Спалланцани. Панспермия. Жизнь на Земле. Естественное происхождение жизни. Опыт С. Миллера. Теории происхождения жизни. Микроорганизмы. Атмосфера Земли. Креационизм. Теория биохимической эволюции.

«Концепции происхождения жизни на Земле» - Радиационная панспермия. Клетка. Теория эволюции. Схема возникновения. Советский биохимик. Обратная направленная панспермия. Зародыши жизни. Опыты по воспроизведению аминокислот. Химик Стенли Миллер. Клетка растений. Теория панспермии. Креационизм. Что такое жизнь. Вернадский. Парацельс. Химические элементы. Живое содержание клетки. Полипептиды. Теория самозарождения. Формальдегид. Современный взгляд на возникновение жизни.

«Теории появления жизни» - Органические соединения. Коацерват. Этапы формирования жизни по Опарину. Организмы отличаются от неживых. Гипотеза биопоэза. Биогенный способ. Ван Гельмонт. Теория биохимической эволюции Опарина. Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни на Земле. Гипотеза стационарного состояния. Французский микробиолог Луи Пастер. Гипотеза биохимической эволюции. Гипотеза панспермии. Что такое жизнь. Свойства белка.

«Древнейшие организмы на Земле» - Древнейшие организмы. Тип Брахиоподы. Перечень временных подразделений. В каком периоде мы с вами живем. Черты сходства. Черты сходства и различия. Оборудование. Современные представители. Ян Баптист Ван Гельмонт. Теория эволюционная. Представители класса двустворчатых моллюсков. Рождение жизни. Гребенчатый замок. Класс Трилобиты. Класс Двустворчатые Моллюски. Геохронологическая таблица. Теория божественного происхождения.

«Развитие Земли» - Изможденные, поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленный песок, мы пять дней брели сквозь невысокие заросли колючих эвкалиптовых кустарников. ЗАЛ № 2 1. По предложенным картинам определить название и показать данные природные зоны по карте. 2. Звуки, которые мы узнаем. Что означает название? ЗАЛ № 1 Практическая работа: 1. Изучить предложенные экспонаты. 2. Определить: а) Какие образцы являются ископаемыми остатками организмов(окаменелости) б) Какие образцы являются реконструируемыми. 3. Сформулировать вывод: Для чего необходимо изучать ископаемые остатки организмов? 4. Из предложенных букв сложить название науки, изучающей древние окаменелости.

«Возникновение и развитие жизни» - Г е р а к л и т. Возможность повторного жизни на Земле исключена. Жизнь возникла на Земле абиогенным путем. Мир состоит из пяти стихий: земли, воды, воздуха, огня, и эфира. Основой всему является огонь… Аристотель. Начала Вселенной суть атомы и пустота. Возникновение и начальное развитие жизни на Земле.

«Развитие органического мира» - Сегодня мы переживаем один из периодов потепления. Поперек экватора распростерся сверхматерик Гондвана. ПАЛЕОЦЕНОВАЯ ЭПОХА (третичный период). Растительный мир По мере охлаждения климата на смену лесам пришли степи. Длительность: ОТ 570 ДО 500 МЛН. КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРА (эра новой жизни). Длительность: ОТ 65 ДО 55 МЛН.

«Теория жизни» - Научные. Вспомним о монотеизме. Монотеизм – одно из направлений креационизма. Рассмотрим на примере Христианства. НО все еще, в религии Древнего Египта остается множество богов. Спонтанное зарождение жизни: У Демокрита начало жизни было в иле, у Фалеса – в воде, у Анаксагора – в воздухе. Древний Египет.

«Образование жизни» - Палеозой. Образование звезды. Архей. Протерозой.

«Развитие жизни на Земле» - Проект рассчитан на две недели. Проект по теме Этапы развития жизни на Земле. Творческое название «Невозмутимый строй во всём, созвучье полное в природе» Ф.И.Тютчев. Развивающие: способствовать развитию информационной культуры и формированию интереса к исследовательской работе. Предмет: биология. © МОУ Любимская СОШ, 2010 г.

Всего в теме 20 презентаций