Очевидно, что выбор диджериду - это очень важный момент, который может быть менее «мучительным», если вы вообще ничего не знаете об этом или наоборот - вы подробно информированы о всех нюансах диджериду-бытия. В противном [среднем] случае - когда вы что-то где-то немного слышали, видели, но так и не поняли, а какое же это всё имеет значение в деле выбора инструмента - в этом случае мучений вам не избежать.
Попробую облегчить вашу участь, высказав ряд соображений по этому поводу.
Чем отличаются (в звучании) различные породы дерева?
Во-первых, надо различать две основные причины, по которым диджериду могут по разному звучать. [Будем считать, что к качеству обработки дерева у нас претензий нет.]
1. Отличие в звучании одного инструмента от другого по причине их различного внутреннего «акустического устройства».
2. Отличия в звучании различных пород дерева при одних и тех же акустических конфигурациях [разных инструментов].
И только когда вы уверенно осознали эти две различные причины, только тогда возникает «во-вторых»: так чем же отличается звучание различных пород дерева применительно к диджериду?
Итак, на всякий случай еще раз поясню, что формой акустического канала можно легко «убить» хорошо звучащее дерево. Поэтому будем считать, что с акустической точки зрения у нас претензий к инструменту нет.
Но все равно на всякий случай скажу, что когда я лично впервые столкнулся с тем, что получается при «правильном» построении внутренней акустики, то был искренне удивлен той разнице, которая возникает еще даже безо всякого учета сорта дерева.
Условно говоря, берем совершенно не инструментальное дерево - березу, делаем из нее ПРАВИЛЬНОЙ формы диджериду и... безмерно удивляемся, понимая, что всякие корявые дешевые эвкалипты, а тем более бамбуки и тростники остались где-то в прошлом. И там же остались те саморезаные инструменты, что сделаны абы как, без опыта работы с деревом. Потому как имеет значение:
Насколько выдержана толщина дерева - однородный по толщине инструмент легко пойдет "в разгон";
Как обработано, пропитано дерево;
Насколько быстро шел процесс изготовления - дабы избежать несимметричных искривлений заготовки после распила;
Насколько талантливо внутри нарезаны «следы термитов» - бороздки, канавки;
Итак, получили в руки правильный дидж.
И сначала вся сила нашего осознания уходит на то, чтобы привыкнуть к тому, как оно теперь хорошо звучит, не задумываясь особо о том, что это - береза или клен, или что-то еще…
Но потом начинаем ковыряться в нюансах. И возникают вопросы: какое дерево как звучит?
Честно говоря, нет у меня завершенного ответа на этот вопрос на сей день. Потому как не было двух идентичных по форме инструментов из разных пород дерева.
Кроме, пожалуй N7 и N8 (галерея). Они оба были около "фа". Оба одновременно были в производстве по одной схеме. Один - ольха, другой - клен. Честно говоря, я ТОГДА между ними разницы не обнаружил. Долго колебался, который из них себе оставить.
СЕЙЧАС, по прошествии времени, резюме такое. Клен в принципе плотнее-лучше ольхи, ольха в какой-то мере лучше, чем береза. Например, резонансные свойства клёна особенно чувствуются тогда, когда начинаешь перегружать инструмент. Тогда он начинает «заводиться» и «рычать».
Существенное преимущество ольхи - это очень легкое дерево. Диджериду из ольхи создает впечатление легкости, воздушности.
Но приведенная сравнительная цепочка не означает, что береза - это совсем плохо. Вовсе нет. Береза хорошо берет в себя пропитку. И от нее остается довольно «плотное», сильное ощущение. Трудно объяснить, откуда оно возникает. Что-то иррациональное…
В итоге я бы в любом случае воздержался бы от каких-либо категоричных оценочных заявлений, расставляющих породы деревьев в порядке, например, убывания предпочтений. Это было бы неправильно и глупо.
Финальный лозунг:
ПРАВИЛЬНЫЙ дидж (из любого дерева) лучше, чем неправильный… пусть даже из лучшей в мире породы деревьев;).
Какой должен быть тон инструмента?
Грубо можно разделить диджериду на две категории:
Медитативно звучат диджи с тоном от «до» до «ми» (C-E).
Для скоростных техник хороши диджи с тоном от «ми» до «соль» и выше (E-G...).
Как видим, довольно универсальным является тон «ми». У диджериду с таким тоном еще присутствуют низкотональные бархатные краски, но с другой стороны - при исполнении быстрых ритмов, звучание будет достаточно отчетливым.
Обычно у поклонников диджериду наблюдается следующая схема эволюции пристрастий. Сначала предпочтение отдается низкому звучанию, как наиболее специфичному, глубоко-проникновенному. Потом, по мере совершенствования технических и скоростных навыков, возникает желание поиграть на более высоком тоне. А после этого происходит возврат, но уже с других позиций, опять к низкому тону.
Так что при выборе инструмента важно понять - какую такую сокровенную потребность вы хотите удовлетворить общением с диджериду. А отсюда уже естественным образом определится и ваш выбор в отношении тона инструмента.
Зависимость тона от длины инструмента, диаметра канала и раструба.
Как правило в классических "объяснительных схемах" рассматриваются случаи стабильного внутреннего диаметра. Т.е. как правило рисуется некая кривая (похожая на логарифмическую) зависимости тона от длины. Чем длиннее труба, тем ниже тон. Внутренний диаметр с тоном тоже находится в той же прямой зависимости, но его тонобразующее влияние не столь велико как у параметра под названием "длина".
НО! (большое "но") В этих схемах (как минимум я не встречал) нет пояснений по поводу того, каковы закономерности тонообразования в трубах с увеличивающимся диаметром канала. Производители "медных духовых" труб, саксофонов и пр. конечно это всё знают, но у нас такой информации на уровне формул нет. Однако точно известно давно. Увеличение диаметра раструба (или условно говоря "скорость или ускорение" раскрытия канала) существенно повышает тон инструмента.
Например, два инструмента с одинаковым мундштучным стартовым диаметром, одинаковой длины, но с разным диаметром раструба будут иметь существенно разный тон звучания. Существенно выше будет инструмент с бОльшим диаметром раструба.
Итак, есть два взаимообратных параметра по отношению к тону инструмента - это длина и диаметр раструба. Увеличение длины понижает тон, увеличение раструба повышает тон и увеличивает силу звука.
Т.е. если вы хотите иметь И низкий по тону диджериду, И мощный по звуку, то это будет очень длинный инструмент.
К сожалению, либо одно, либо другое. Коротокого (прямолинейного) мощного диджериду(большой раструб) с низким тоном не существует;).
Этот самоучитель для тех, кто хочет научиться играть на диджериду . Предлагаем вашему вниманию систему простых упражнений, благодаря которым вы сможете научиться самому главному при игре на этом удивительном и редком инструменте - получить основной тон и освоить непрерывное дыхание . Если вы будете выполнять все рекомендации, то очень скоро сможете перейти из разряда новичков в настоящие профессионалы.
Попытаемся научить вас играть на диджериду, избежав самых распространенных ошибок. Поделимся практическими советами, исходя из опыта тех, кто уже освоил этот инструмент. Если будете внимательны, то ваш путь в освоении диджериду будет гораздо короче и намного продуктивнее.
На диджериду играют не только при помощи губ, языка, щёк, диафрагмы, но и добавляют свой собственный голос. Именно поэтому мышцы щек и диафрагмы должны быть крепкие. Мышцы же губ напротив должны быть расслабленными.
Для этого губы должны быть «вставлены» в мундштук инструмента и образовывать мягкое вибрирующее соединение. Именно через губы, которые должны постоянно вибрировать, надо непрерывно подавать воздух в диджериду. Губы очень важны при игре, ими надо научиться управлять. Воздух проходит через вибрирующие губы и в свою очередь рождает вибрацию диджериду. Так образуется основной тон, а все остальные действия призваны создавать общую музыкальную картину. Каждый инструмент уникален, так как имеет собственный тембр, неповторимый, как и тембр человеческого голоса. Добавляя голос во время игры, можно создать прекрасную музыку. Тренируйте органы дыхания и губы, это основа игры на диджериду. Такие тренировки не из легких, они не совсем обычны. Так, мышцы щёк нужны людям лишь для того, чтобы удерживать во рту пищу. Диафрагма, также необходимая для игры на диджериду, при обычном дыхании задействована лишь на 25 процентов. Расслабить губы просто только на первый взгляд. Однако существуют специальные упражнения для укрепления или расслабления определенных органов.
Совет: не спешите получать основной звук, это свидетельствует о ваших неправильных действиях при начале игры на инструменте. Наша цель на данном этапе совсем другая – научиться правильно «устанавливать» губы и управлять диафрагмой. Мы выдыхаем воздух через расслабленные вибрирующие губы в диджериду. При этом нам нужно сделать вдох, а диджериду должен звучать. То же самое должно быть и при выдохе – инструмент все время должен звучать.
Важно научиться непрерывному дыханию, которое должно подаваться через расслабленные вибрирующие губы. Конечно, одновременно вдыхать и выдыхать невозможно. Однако можно сделать некий запас воздухав пространстве щек. Выталкивая воздух мышцами щек и языком, можно сделать короткий и быстрый вдох через нос. Это и есть принцип непрерывного дыхания.
Теперь попробуем освоить технику непрерывного или циркулирующего дыхания
.
И напоследок главный совет – не отчаивайтесь, если что-то не получается сразу. Тренируйтесь, не останавливайтесь на достигнутом, и уже скоро вы будете удивлять своих поклонников отличной игрой на диджериду.
Диджериду(англ. didjeridoo
или англ. didgeridoo
, оригинальное название «yidaki») - музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.
Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.
При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Игра на диджериду сопровождает ритуалы corroboree и способствует вхождению в транс. Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, и отчасти орган.
С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai).
Виртуозы отличаются проворством языка, контролем дыхания - особенно
техникой циклического дыхания(исполнитель выдувает воздух набранный
щеками на вдохе через ноздри).
Только мужчинам позволено играть на этом инструменте в течение таких общественных церемоний, как браки, похороны, празднества и аккомпанируя клановым песням и песням детей.
По традиции аборигены отправляют детей в кустарниковые заросли с didgeridoo, чтобы природа сама научила их играть.
Размеры современных инструмента варьируют от 70см до 3м.
В борьбе с астмой и храпом поможет Диджериду
По результатам исследований австралийских ученых выяснилось, что
симптомы бронхиальной астмы облегчает игра на диджериду и пение.
В ходе исследования выяснилось, что регулярная игра на диджериду может способствовать улучшению дыхания и восстановлению здоровья в целом.
Роберт Эли из университета Южного Куинсленда давал 10 местным
мальчикам еженедельно уроки игры на диджериду в течение 6 месяцев и
выяснил, что функции их дыхания улучшились значительно.
По его словам, ответственным за улучшение здоровья можно считать глубокое дыхание, требуемое для игры на диджериду.
В исследовании не участвовали девочки потому, что игра на диджериду - исключительно мужское занятие.
Однако доктор Эли обнаружил, что после уроков пения и
девочки, и мальчики сообщили об улучшении самочувствия, и ученый
справедливо предположил, что, возможно, появился новый метод для
снижения интенсивности симптомов астмы.
Астма, симптомами которой, как известно, являются хрипение,
кашель и затрудненное дыхание, вызывается комбинацией генетических и
экологических факторов.
В России же бронхиальной астмой страдают 5-6 миллионов
человек. А если учесть, что 5-10% среди этих больных - дети, то можно
сказать, что астма грозит каждому десятому ребенку.
Вот почему чрезвычайно важно научиться распознавать астму ещё
до того момента, как ребенок научится ходить, то есть ещё на ранней
стадии, а также уметь отличать её от обычных бронхитов.
Швейцарские ученые предложили пациентам избавиться от храпа и нормализовать сон играя на диджериду. Игра на диджериду улучшает самочувствие и предупреждает смертельно опасные остановки дыхания во сне.
Мистическая кошка
Совсем недавно ученые закончили исследование по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что кошки обладают исцеляющим устройством – это их умение мурлыкать. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой очень полезны для неё и для нас.
Когда я услышала это сообщение, я пришла в необычайный восторг: это ведь просто диджериду внутри кошки!
Диджериду гудит, кошка мурлычет, а всё это - вибрации низкой частоты. На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие, но звучащие тише частоты – это обертона. Обертона всегда выше в 2, 3, 4 и т. д. раза основного тона, они всегда образуют гармоничный ряд звуков, своеобразный однотональный аккорд и создают своеобразный тембр диджериду (и кошки).
На моих концертах, которые я называю концерты-медитации, я и слушатели на самом деле являем собой тело некоей мистической кошки. Мне этот образ так понравился, что я решила называть концерты - «Мистическая кошка», концерт-медитация для диджериду и слушателей.
На концерте в чайном клубе «Ист» в Москве в октябре 2004 года я
рассказала о том, что аборигенские шаманы лечат больных, укладывая
их на землю и играя над ними на диджериду. Некоторые
экспериментаторы тут же легли. Им этот эксперимент очень понравился,
и они порекомендовали мне дать возможность на концертах желающим
слушать лежа…
Галина Мишина
Принцип игры на диджериду
Общий принцип таков. Первый шаг: через расслабленные губы (прикидываясь лошадью, со звуками «тпрууу..») просто дуть в коряжку. Шаг второй: добавить артикуляцию, шевеление языком или голос». То, что касается циркулярного дыхания, то в теории это выглядит следующим образом: «Существует базовый звук и так называемый звук без использования легких(ртом). Нужно просто соединить между собой эти два звука. Здесь важным является такое понятие как разделение внимания между носом и ртом...
Основной тон должен быть сильным и устойчивым (достигается
тренировкой).
Мышцы щек должны легко выдавливать воздух, аккумулированный в
щеках (достигается тренировкой).
При любом движении щек, языка, губ и т. д. основной тон диджериду
не должен прерываться (достигается тренировкой).
На диджериду можно играть сидя, стоя, при ходьбе. … И наслаждаться потоком удивительной музыки самой природы.
Из пластиковых труб можно изготовить диджериду, духовой музыкальный инструмент коренных жителей австралийского материка.
Фантазия народных умельцев не знает границ. В основном различные идеи переделок реализуются с целью экономии материальных средств. Например, как в случае с изготовлением настоящей теплицы или диджериду из пластиковой трубы. Напомним, диджериду – это духовой австралийский музыкальный инструмент. В оригинальном варианте он изготавливается из полого ствола дерева. Как несложно догадаться, цена такого самобытного музыкального инструмента делает его недоступным для большинства людей.
Изготовление диджериду из пластиковой трубы не потребует значительных материальных или временных затрат. Его можно сделать разборным, в отличие от оригинального, значит, пластиковый диджериду является более компактным, мобильным. Пластиковый инструмент можно взять с собой на отдых, так как он немного весит. Такой диджериду подойдет новичкам, которые пока не определились, насколько интересны им процесс изготовления и игра на данном инструменте.
Для изготовления диджериду из пластиковых труб понадобятся:
пластиковые трубы (гофрированная труба не подойдет);
режущий инструмент;
парафин или воск.
Стоит отметить, что мы будем изготавливать инструмент со звучанием основного тона F#. Для этого необходимо приобрести трубы диаметром 50 мм и 30 мм, желательно не канализационные. Их общая длина должна составить около полутора метров. Рекомендуемая толщина стенок пластиковых труб — 1,5-2 мм. В общей сложности на приобретение труб уходит не более 10 долларов.
Наш диджериду будет состоять из двух частей, то есть двух отрезков труб разного диаметра. Согласно расчетам, которые являются стандартными для вычисления размера духовых инструментов, длина диджериду должна приблизительно равняться 113 см. Исходя из длины, оптимальный диаметр для инструмента составит от 3,9 до 4,7 см.
Из пластиковых труб, используя подходящий режущий инструмент, необходимо изготовить два отрезка, длина каждого из которых в итоге будет равна 56,5 см. При этом важно выпилить заготовки с небольшим запасом. Длина каждого примерно 70 см.
Со стороны нагубника используется труба меньшего диаметра, со стороны раструба диджериду – большего. При этом стоит учитывать, что более тонкая труба должна быть расширена до такого размера, чтобы плотно обхватывать толстую.
Расширение диаметра происходит по следующей технологии. Труба разогревается до размягчения, например, над огнем газовой горелки. В трубу аккуратно вводится бутылка или другой предмет подходящего диаметра. Внутренний диаметр тонкой трубы должен быть равным наружному диаметру толстой. В среднем длина расширенного участка составляет около 5 см.
На конце толстой трубы по этой же методике необходимо сделать расширение. После проведения всех необходимых манипуляций диаметр раструба должен равняться примерно 7 см.
Затем необходимо изготовить мундштук (нагубник). Для этого нужен парафин или воск, который предварительно расплавляют на водяной бане. Понадобятся примерно три свечи, жидкий воск от которых стоит перелить в емкость небольшого диаметра. Край диджериду несколько раз погружается в воск. Его предыдущий слой должен немного застыть перед созданием нового. Затем восковому мундштуку придается чашевидная форма. В его середине необходимо проделать сквозное отверстие, например, используя горячее сверло.
На этом работы по изготовлению этнического музыкального инструмента закончены. Если внешний вид диджериду из труб кажется недостаточно эстетичным, то его можно декорировать различными способами. Предварительно загрунтовав пластиковую поверхность, окрасьте ее акриловыми красками, нанесите орнаменты. Также в числе общедоступных способов декора – декупаж.