Оперные певцы мира список. Лучшие оперные певцы мира

Цветы и растения

Вконтакте

Одноклассники

Музыкальный мир знает множество примеров вокального мастерства и закрывает глаза на еще большее их количество, что добавляет неопределенности в составление списков лучших. Бывает, что признанные корифеи удивляют публику не с лучшей стороны, в то время как посредственные исполнители умудряются записать шедевр мирового значения, из-за чего довольно трудно следовать критериям «величия». В спор вклиниваются поклонники, которые поносят вкусы друг друга и твердолобо настаивают на превосходстве своих, и не менее упертая история, на которой имена назначенных неприкасаемых будто выдолблены на каменных скрижалях, да так, что более достойным не остается места. Мы предлагаем вашему вниманию 10 великих теноров, без которых история обеднела бы, без нумерации, всяческих наставлений и финальной точки.

Хосе Каррерас

Хосе Каррераса можно назвать отцом знаменитых трех теноров. Их первый концерт планировался для поддержания фонда каталонца, который финансировал исследования, направленные на борьбу с лейкемией, коснувшейся его самого. Несмотря на то что все участники самого успешного трио классической музыки были известными фигурами, их деятельность обрела невообразимый успех у широкой публики, не в последнюю очередь благодаря открытию чемпионата мира по футболу 1990 года.

Лучано Паваротти

Имя великого итальянского певца прочно вошло в популярную культуру, благодаря чему стало нарицательным, и неспроста. Паваротти с удивительной легкостью справлялся с партиями любой сложности и его исполнительская техника остается эталонной.

Пласидо Доминго

Несмотря на все условности оперного жанра, Пласидо Доминго хочется назвать актером. Сравнивать его с Паваротти в плане вокала – это дело вкуса, но если итальянец только подыгрывал картине на сцене, то испанец пел оперу. Его понимание музыки бесподобно передавало и песнь влюбленного, и душещипательную трагедию не только голосом, но и чувствами и вместе с внешним обаянием Доминго создал уникальный образ тенора.

Андреа Бочелли

История Андреа Бочелли похожа на сказку, не лишенную тягот жизни, но с хорошим концом. Слепой ресторанный пианист, который отсчитал третий десяток, за несколько лет добился всенародного признания и сейчас является одним из самых известных и высокооплачиваемых оперных певцов.

Роберто Аланья

Ведущим французским тенором, несомненно, является Роберто Аланья. Если судить по историческим меркам, его звезда взошла не так давно, но уж точно надолго запомниться слушателям мощью и гибкостью вокальных способностей.

Николай Гедда

Из всех, кто брался исполнять произведения русских композиторов, Николай Гедда – один из самых замечательных, причем не только благодаря глубокому голосу, но и превосходному русскому языку, который был для шведа вторым родным.

Джон Викерс

Канадский героический тенор обладал настолько глубоким голосом, что недостаточно драматичные партии в его интерпретации просто звучали нелепо, зато когда Викерс брался за вагнеровских персонажей, он создавал впечатляющие образы.

Вольфганг Виндгассен

Имя Виндгассена неразрывно связано с творчеством Рихарда Вагнера, которое он много раз воплощал на сцене. Его голос наиболее четко трактует понятие героического тенора – чистый, звонкий, способный раскрыть всю широту немецкого оперного маэстро.

Фриц Вундерлих

При жизни выдающийся лирический тенор был известен ролями в операх Моцарта, с которым его роднит одно обстоятельство – обоих гениев судьба забрала на 36-м году. Неизвестно обрел ли бы Вундерлих всемирную известность, ведь помимо преданности немецкоязычной музыке он исполнял произведения иностранцев на родном, но это и неважно, главное, что история европейского искусства не обошла стороной его имя.

Петер Шрайер

ГДР-овская школа славилась особо вдумчивым пониманием музыки и саксонский тенор является одним из подтверждений этого. Исполнительская манера Петера Шрайера была преступна по отношению к популярности в ущерб мастерству интерпретации – великий певец не позволял себе лишнего. В то время как многие его коллеги картинно пели ноты, Шрайер рассказывал песню, преподнося ее историей, а не набором звуков.


05. Леонид Витальевич Собинов (1872 - 1934)


06. Поручик Л. В. Собинов, 1916 год


07. Л. В. Собинов в опере «Русалка», 1900-е


08. Аделаида Юлиановна Больская (1863 - 1930) - русская оперная певица (лирическое сопрано) и вокальный педагог.


09. Александр Михайлович Давыдов (настоящее имя Израиль Моисеевич Левенсон; 1872 - 1944) - известный оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор), популярный исполнитель романсов


10. Давыдов Александр Михайлович в роли Германа


11. Александр Михайлович Додонов (1837 - 1914) - академический певец, тенор


12. Андрей Маркович Лабинский (1872 - 1941) - русский и советский оперный и камерный певец, лирико-драматический тенор.


13. Андрей Маркович Лабинский (1872 - 1941) в опере Лакмэ


14. Андрей Маркович Лабинский (1872 - 1941). Фауст 1910-е


15. Анна Александровна Бичурина (1853 - 1888) - русская оперная певица (контральто)


16. Анна Мария Даниловна Каменская (1854 -1925) - российская оперная певица и камерная певица (меццо-сопрано), солистка Его Величества 1878


17. Анна Мартыновна Познякова (урожденная Лихова, 1872-1940) - русская оперная певица (лирико-драматического сопрано) и педагог


18. Антон Петрович Боначич (1878 - 1933) - российский, советский оперный певец (бас-баритон, позже - драматический тенор), композитор и вокальный педагог


19. Антон Петрович Боначич (1878 - 1933)


20. Антонина Ивановна Абаринова (1842 - 1901) - российская оперная певица (контральто, впоследствии меццо-сопрано) и драматическая актриса


21. Арнольд Григорьевич Азрикан (1906-1976) - советский оперный певец (драматический тенор) и режиссёр-постановщик.


22. Богомир Богомирович Корсов (настоящее имя и фамилия Готфрид Геринг, также использовал псевдоним Готфрид Готфридович Корсов; 1845 - 1920) - русский оперный певец (баритон)
Художник Александр Павлович Брюллов (1798 - 1877)


23. Вера Николаевна Петрова-Званцева (1875 - 1944) - оперная певица (меццо-сопрано) и педагог.


24. Владимир Иванович Касторский (1870-1948) - российский и советский оперный артист (бас), камерный певец.
Владимир Иванович Касторский в роли Мельника в опере «Русалка» А. Даргомыжского


25. Георгий Андреевич Бакланов (имя при рождении ― Альфонс-Георг Бакис, латыш; 1880 ― 1938) ― русский оперный певец (баритон) латвийского происхождения.


26. Георгий Андреевич Бакланов (1880 ― 1938)


27. Дмитрий Алексеевич Смирнов (1882 - 1944) - русский оперный певец, лирико-драматический тенор


28. Дмитрий Алексеевич Смирнов (1882 - 1944)


29. Евгения Мравина (настоящее имя Евгения Константиновна Мравинская; 1864 - 1914) - русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), солистка Мариинского театра


30. Екатерина Георгиевна Ковелькова (1876-1963) - русская и советская оперная певица (контральто и меццо-сопрано).


31. Екатерина Дмитриевна Воронец-Монтвид (урожд. Монтвид) Екатерина Дмитриевна, 1883, Харьков - 1955, Германия (в нек-рых источ. Ленинград) - арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и концертная певица


32. Елена (Августа) Константиновна Верни (1855 - ?) - оперная певица (сопрано).


33. Иван Васильевич Ершов (1867 - 1943) - российский советский оперный певец (драматический тенор)


34. Иван Яковлевич Горди (настоящая фамилия Гордиевский; 1853 - после 1925) - русский оперный певец (бас)


35. Исаак Ефимович Голянд (Изо Голянд, нем. Iso Golland; 1900 - 1978) - российский оперный певец, театральный актер


36. Константин Терентьевич Серебряков (1852 - 1919) - русский оперный певец (бас), Заслуженный артист Императорских театров
Серебряков в роли Гремина («Евгений Онегин» П. Чайковского)


37. Ксения Георгиевна Держинская (1889-1951) - русская советская оперная певица (сопрано). Народная артистка СССР.
На открытке Держинская изображена в роли Елизаветы из оперы «Дон-Карлос» (Верди)


38. Лев (Леон) Иванович Леонов (настоящая фамилия Шарпантье), (1813 - около 1872) - русский оперный певец (тенор) и педагог. Сын пианиста и композитора Джона Филда и французской оперной певицы Шарпантье.


39. Леонида Николаевна Балановская (в замужестве - Экскузович; 1883 - 1960) - русская советская оперная певица (сопрано)


40. Марта Ивановна Закревская (1885-1950) в роли Катарины Арагонской ("Генрих VIII" К. Сен-Санса)


41. Максимилиан Карлович Максаков (настоящие имя и фамилия - Макс Шварц; 1869 - 1936) - австрийский и российский оперный певец (баритон), режиссёр, антрепренер и педагог.


42. Митрофан Михайлович Чупрынников (1866 - 1918) - российский оперный певец (лирический тенор) в роли чёрта в опере Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»


43. Михаил Васильевич Бочаров (1872 - 1936) - русский и советский оперный певец (бас-баритон), педагог вокала.


44. Михаил Васильевич Бочаров (1872 - 1936) в роли Эскамильо ("Кармен" Бизе)


45. Михаил Дмитриевич Васильев (по сцене Васильев 3-й; 1850 - 1897) - русский оперный певец (драматический тенор) 1880-е


46. Михаил Иванович Сариотти (1839 - 1878) - российский оперный певец (бас).
Михаил Иванович в роли Владимира Красное Солнышко в опере Александра Серова "Рогнеда". 1865 Мариинский т-р.


47. Михаил Николаевич Каракаш (1887, хутор Каракаш, Таврическая губерния (ныне село Широкое Симферопольский район Крыма) - 1937, Бухарест) - российский оперный певец (лирико-драматический баритон), вокальный педагог, режиссёр.


48. Михаил Николаевич Каракаш (1887 - 1937)


49. Надежда Михайловна Ланская (даты рождения и смерти неизвестны) - российская оперная и камерная певица (меццо-сопрано).
Н. М. Ланская в партии Домны Сабуровой («Царская невеста»). 1908


50. Назарий Григорьевич Райский (настоящая фамилия Капитонов, 1876-1958) - русский артист оперы (лирико-драматический тенор), концертный певец, вокальный педагог, искусствовед.


51. Наталия Степановна Ермоленко-Южина (урождённая Плуговская; сценический псевдоним Ермоленко; по мужу Южина; 1881, Киев - 1937, Париж) - оперная певица (драматическое сопрано).


52. Николай Артемьевич Шевелев (сцен. псевд.; наст. фам. Шевелюхин) - арт. оперы (лирико-драм. баритон), камерный певец и педагог.


61. Славина Мария Александровна (в замужестве баронесса Медем; 1858, Санкт-Петербург - 1951, Париж) - русская оперная певица и педагог, меццо-сопрано.
Мария Александровна в роли Кармен. Санкт-Петербург


62. Софья Ивановна Друзякина (1880, Киев - 1953, Mосква) - выдающаяся оперная и камерная певица, профессор Московской консерватории.


63. Софья Николаевна Гладкая (по мужу Кедрова; 1875-1965) - артистка оперы (лирическое сопрано), драмы, камерная певица и музыкальный педагог.


64. Гуальтьер Антонович Боссе (1877 - 1953) - русский и советский оперный певец (бас), солист Мариинского театра. В роли дона Базилио в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини


65. Софья Филипповна Шоберлехнер (урождённая Даль-Окка; 1807-1863) - российско-итальянская оперная певица.
Художник Йозеф Крихубер (1800 - 1876), Австрия

Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)

(12. 10.1935г. — 6.09.2007г.). Родился и умер в городе Модена. Лучано Паваротти является одним из самых знаменитых итальянских теноров. Его считают одним из наиболее известных исполнителей нашего времени в области оперы и других музыкальных жанров. Его концерты очень часто транслируют по телевидению, он очень часто появляется в прессе. Паваротти является одним из «Трёх теноров» Паваротти, также он был награждён за благотворительную деятельность по сбору средств для Красного Креста и беженцев.

Карьера Лучано Паваротти начиналась с не особенно значимых выступлений. Он ездил с концертами по всей Европе. Но всё переменилось в тот момент, когда Джоан Сазерленд пригласила его для участия в совместных выступлениях в мировом турне. Уже к 1977 году Лучано стал всемирно известным оперным певцом, он прославился своей силой и необычайной лёгкостью верхнего регистра. «Верхнее До» было его визитной карточкой на протяжении всей карьеры.

Лучано Паваротти стал известен в поп-культуре после исполнения (на церемонии открытия FIFA 90 года в Италии) Nessun Dorma. Первый из концертов «Трёх теноров» прошёл перед последним матчем этого турнира. Он пел вместе со своими друзьями Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. На пике своей карьеры Лучано Паваротти пел вместе с поп-звёздами. Но он на протяжении всей своей жизни поддерживал статус лучшего мастера в мире оперы.


Пласидо Доминго ()

Пласидо Доминго родился в Испании, но в восьмилетнем возрасте он вместе со своей семьёй переехал в Мексику. Он участвовал в музыкальной группе, под начальством Сезара Косты. В детстве он изучал дирижирование и закончил класс фортепиано.

Его дебют состоялся в мае 1959 года, он играл второстепенную роль в Teatro Degollado (Гвадалахара). Далее он принимал участие в операх «Риголето» и «Диалоги кармелиток». Первую главную роль Пласидо Доминго сыграл в театреМонтеррея. Он выступал в роли Альфреда. После этого он два с половиной года пел в израильской опере в Тель-Авиве.

В 1968 году у него состоялся ещё один дебют в Метрополитен Опере. Он исполнял партию Мориса в «Адриан Лекуврёр». После этого выступления, он стал ведущим солистом в театре.

Пласидо Доминго ездил на гастроли в Москву с Ла Скала. Выступал на гала-концерте по поводу открытия Оперы Бастиль в 1989 году. В репертуаре Доминго более ста партий, спетых на самых разных сценах мира.

Дебют Пласидо Доминго как режиссера, состоялся в сезоне 1973/1974 в Нью-Йорке. С его участием созданы фильмы «Травиата», «Кармен» и «Отелло». С 1991 года стал заниматься режиссерской деятельностью. Доминго получил множество званий и наград, среди которых: Орден почётного Легиона, Орден Изабеллы Католической, звание «Почётный певец» Гамбурга и др.


Хосе Каррерас (J osé Carreras)

Хосе Каррерас родился в испанском городе Барселона в 1946 году. Ещё с ранних лет он поражал окружающих своими музыкальными способностями. В эти годы он пребывал под впечатлением творчества Карузо. Первое его выступление происходило на испанской радиостанции, в то время ему было всего 8 лет. В 11 выступил с ролью рассказчика в опере El retablo de Maese Pedro, потом участвовал в ещё одной опере с второстепенной ролью.

Дебют Хосе Каррераса наступил в опере (роль Флавио в Норме), в которой главную роль исполняла всемирно известная Монсеррат Кабалье. Монсеррат Кабалье сразу заметила талант юного мальчика, и поспособствовала тому, чтобы ему дали главную роль первого плана.

Вновь спеть с Монсеррат Кабалье Каррерасу удалось только в 1972 году, во время его дебюта на лондонской сцене. В 28 лет на счету Каррераса было 24 главные роли первого плана. Но вскоре, в 1987 году, тогда, когда он находился на пике славы, ему был поставлен смертельный диагноз — острая лейкемия. Из-за этой болезни, карьера певца прервалась на целый год.

Он создал специальный фонд, который собирал пожертвования на исследования в области лечения лейкемии.

В 1990 году выступление «Трёх Теноров» открыло FIFA 90 года в Италии. Каррерас выступал и в жанре сарсуэлы. Участвовал в музыкальной оперной комедии West Side Story.


Дмитрий Хворостовский является заслуженным певцом РСФСР, и Народным артистом РФ. Любовь к музыке Дмитрий унаследовал от отца. Несмотря на то, что он был инженером-химиком, у него было огромное количество записей оперных певцов. В их доме никогда не смолкал звук музыки. Уже в детстве у Дмитрия были известные кумиры, среди которых – Эторе Бастианини (любимый баритон), Ф. Шаляпин, Т. Гоби, М. Каллас. Он очень любил слушать Карузо, И. Архипову и А. Нежданову.

Певческий талант у Дмитрия заметили сразу. Ещё с ранних лет он исполнял всевозможные арии и старинные романсы. С 1985 год-1990 год – Дмитрий Хворостовский был солистом Краснодарского театра оперы и балета.

В 1987 году Дмитрий стал лауреатом первой премии на Всесоюзном конкурсе имени М.И.Глинки. А в 1988 году получил Гран-при Международного конкурса певцов во Франции. В 1989 году стал победителем телевизионного конкурса Би-би-си – «Певец мира» в Великобритании. Получил первый титул – «Лучший голос». И в этом же году Хворостовский дебютировал в лондонском Wigmore Hall.


Аскар Абдразаков родился в Уфе в 1969 году. С 1991 года Аскар является солистом Тетра оперы и балета в Уфе. Он участвовал в постановках в Большом и Малом залах вздании Московской консерватории. Участвовал в фестивалях Ирины Архиповой, ездил с гастролями в зарубежные страны, среди которых Финляндия, Испания, Болгария, ЮАР, США, Великобритания, Германия и другие.

В 1995 году состоялся его дебют в Большом театре России. Он исполнял партии — «Дона Базилио» и «Хан Кончак». А в мае 1996 года принял участие в постановке оперы «Евгений Онегин» в Италии (Триест).

Аскар Абдразаков принимал участие во многих конкурсах и получил множество званий и титулов. Среди них — Народный артист Башкортостана, лауреат Всесоюзного конкурса М.И.Глинки, лауреат премии Международного конкурса Ф.Шаляпина, получил Гран-при Международного конкурса в Афинах в 1995 году, золотая медаль Международного конкурса в Претории в 1994 году, и др.

В репертуаре у Аскара множество оперных партий, среди которых — «Реквием» (Моцарт), «Севильский цирюльник» (Россини), «Риголетто» (Верди), «Аида» (Верди), «Дон Карлос» (Верди), «Месса Глория» (Пуччини), Реквием (Верди), «Фаворитка» (Доницетти) и многие другие.

Владимир Атлантов родился в Ленинграде в феврале 1939 года. Он родился в семействе певцов. Мать исполняла главные роли в Кировском театре. Ещё с самого детства он все дни проводил в театре. Именно с этого момента, его жизнь была посвящена театру. Уже в 6 лет он поступил в хоровое училище в Ленинграде. Там он научился играть на фортепиано, на скрипке и на виолончели.

Первого заметного успеха он добился ещё в 1862 году. Тогда он получил серебряную медаль на Всесоюзном конкурсе М.И.Глинки. В это время им заинтересовался Кировский театр. Именно с тех пор, как говорит сам певец он «жил в театре и театром». Через год, после зачисления в труппу, он занял в ней лидирующее положение.

В 1996 году в Малом зале Московского театра ему присудили первую премию и золотую медаль. В 1967 году он получил приз на Международном конкурсе оперных певцов в Софии. А потом, титул лауреата Международного конкурса вокалистов, который проходил в Монреале.

Он исполнял такие оперные роли, как Ленский, Альфред, Отелло, Герман, Садко, Хозе, Альваро, Донжуан, Дон Карлос, и многие другие. Одна из самых ярких и запоминающихся ролей, стала роль в Пуччини – «Тоска» в сезоне 1970/1971 годов. А в 90-х годах он с невероятным успехом выступил в Венской опере.


Марсело Альвареса называют «четвёртым тенором» наряду с Лучано Пуччини, Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго. Марсело родился в 1962 году в Аргентине. И всегда считал, что между Италией и Аргентиной нет разницы. Активно развиваться его карьера стала только шестнадцать лет назад. В 1991 году, когда ему уже было 30 лет, у него было прекрасное перспективное будущее и своя мебельная фабрика…ему вдруг захотелось петь. Друзья и знакомые ему предлагали различные музыкальные жанры, но только после того, как жена привела его на оперу, он принял самое важное решение в своей жизни. И уже через три года, у него состоялся дебют в театре Ла Фениче (Венеция). И спустя некоторое время, у него было целых два контракта: с Ла Фениче (Венеция) и с Карло Феличе (Генуя). Чтобы добиться такого быстрого результата, как говорил сам Альварес, он работал «как сумасшедший».

Он исполнял яркие и запоминающиеся роли, такие как Эдгар, Дженнар, Тонио, Артур, Альфред, Фауст, Ромео, Вертер и Рудольф, и многие другие. Его дебют в «Тоске» и «Трубадуре» состоялся в 2006 году.

За время его карьерного роста он встречался с тенором-легендой – Джузеппе Ди Стефано. Именно благодаря его помощи он добился таких выдающихся результатов на мировом оперном поприще. Для своего дебюта он выбрал две оперы: оперу «Сомнамбула» и оперу «Травиата».

Зураб Анджапаридзе родился в 1928 году в Грузии. Большая часть его оперной деятельности связана, прежде всего, с Грузией. Он окончил Тбилисскую консерваторию. Во время его деятельности в Большом театре с 1959 года по 1970 год, его считали тенором «номер один». Он играл в таких спектаклях, как «Кармен», «Борис Годунов», «Аида», «Иоланта», «Травиата», «Риголетто» и другие. Он выступал со многими знаменитыми оперными певицами, как Ирина Архипова, Тамара Милашкина и Галина Вишневская.

В основном, Зураб Анджапаридзе исполнял классические итальянские и русские оперы. Самой значимой и запоминающейся ролью в московский период была роль Германа в постановке «Пиковая Дама».

В 1970 году Зураб Анджапаридзе ушёл со сцены. Оскорбительные намёки по поводу лишнего веса, который, якобы, мешает зрителям воспринимать тот лирический образ, который Зураб пытается донести до них. Несмотря на лишний вес, он был невероятно пластичным, и его лишние килограммы были мало кому заметны. В этот год театр потерял великолепного тенора.

Зураб Анджапаридзе очень много пел в опере своего родного города Тбилисси. Он участвовал в таких немаловажных национальных операх, как «Абесалом и Этери», «Миндия» и «Латавра».

Георгий Бакланов родился в 1881 году. Он окончил государственную Киевскую консерваторию. Его дебют на сцене состоялся в 1904 году в Киеве. Георгий считался главным солистом Большого театра с 1905 по 1909 годы. В 1909 году, Бакланов начал гастролировать по русским городам, выезжал в Западную Европу и Америку. А в 1915 году уехал жить за границу.

Георгий Андреевич является первым исполнителем следующих партий: Барона в опере «Скупой рыцарь», Ланчотто в опере «Франческе да Римини». С 1910 года участвовал в операх в КГ. А в 1911 году с блестящим успехом исполнил в Берлине партии Скарпиа и Риголетто. В этом же году, он исполнил партию Евгения Онегина в одном из театров Парижа..

В спектаклях, которые он играл в Монте-Карло, участвовали и такие знаменитые личности, как Карузо и Липковский. А в 1914 году принимал участие в мировой премьере в опере «Валенсианские мавры» (Понкьелли). В 1923 году исполнил партию в Берлине в опере «Царская Невеста».

Также, он исполнял партии Бориса Годунова, Нилаканты, Вотана («Валькирия»), Атанаэля («Таис»).

В 1930 году жил в Германии. А в 1933 году переехал в Швейцарию. В 1935 году выступил в Филадельфии (Америка) с ролью в опере Глюка «Ифигения в Авлиде».


Габриэль Бакьё родился в Безье в 1924 году. В 1950 – окончил Парижскую консерваторию. В этом же году поступил в оперную труппу под руководством Хозе Бекмана. Его дебют состоялся в Ницце, он участвовал в опере «Безумец». С 1953 по 1956 год являлся солистом театра Ла Монне в Брюсселе. А с 1956 года в Парижской Опера – комик.

Уже в 1960 году стал солистом Парижской оперы. Дебютировал в 1962 году на Глайндборском фестивале в опере «Свадьба Фигаро», исполняя роль Графа Альмавивы. Уже после он участвовал в самых значимых операх мирового театра. И, наконец, в 1964 году спел в Метрополитен Опера. После этого он 18 лет выходил на эту сцену, для исполнения ролей.

В 1994 году Габриэль Бакьё покинул сцену, но продолжал очень редко выступать и записывать произведения. Но большую часть времени он пел во французских операх, таких как «Манон», «Таис» (Жюль Массне), «Искатели жемчуга» (Жорж Бизе), «Сказки Гоффмана» (Жак Оффенбах), «Пеллеас и Мелизанда» (Клод Дебюсси). Также в списке его партий присутствуют и основные оперы Верди, Пуччини, Доницетти, Моцарта, Россини. В камерном перечне партий, имеются и песни Мориса Равеля, Франсиса Пуленка.

А в 1985 году Бакьё стал лауреатом первой в мире премии «Виктуар Де Ля Мюзик».

Александр Олимпиевич Бантышев

Александр Бантышев родился в городе Углич в 1804 году. Начиная с 1823 года, Александр служил в Москве в Опекунском совете. Он был простым хористом при церкви Николы Явленного, когда обратил на себя внимание Верстовского. И благодаря ему, Бантышева приняли в труппу Большого театра. Там он выступал с огромным успехом в течение 25 лет.

Благодаря помощи Алябьева, Александр Олимпиевич дебютировал в 1827 году на московской сцене Большого театра. А в 1828 году выступил с партией Гикши. Александр самый первый исполнил партию Торопки из оперы «Аскольдова могила». Все критики признали эту роль самой лучшей и удачной из всех ролей, которые исполнял Бантышев.

Александр Бантышев не получил специального музыкального образования, но не смотря на это, он стал известным человеком в определённых кругах. Он брал уроки вокального пения у Булахова и Варламова. А в 1857 году произошло последнее выступление в Москве, в партии Торопки.

С 1853 и по 1857 годы он вёл режиссёрскую деятельность в разных городах России. Также, он давал бесплатные уроки пения. Одним из известных его учеников стал Агренев-Славянский. У него была жена, но после себя, наследников он не оставил. Скончался Бантышев в Москве в 1860 году.

Антон Иванович родился в Чехии в 1856 году. Начинал карьеру певца в Пражской опере. Дебют Барцала в Московском театре состоялся в 1874 году, он исполнял роль Фауста. Он является главным режиссером Большого театра с 1882 года.

В репертуаре Антона Ивановича более 100 партий. Некоторые из них – это роль Собинина, Шуйского, Радамеса, Берендея и другие. Он является самым первым певцом, кто исполнил на сцене партию Ричарда в опере «Бал-маскарад». В 1870 году по предложению Голицына, Барцал ездил с гастролями с его хором по всем городам России.

В 1894 году состоялся его бенефис, на котором он впервые на русской сцене поставил оперу «Зигфрид» и «Тангейзер». В ней он играл роль Миме. Поставил на сцене в Большом театре более 50 опер.

Уже в 1898 году преподавал в Московской консерватории. А в 1921 году навсегда покинул Россию, и переехал в Германию. Награждён званием – Заслуженный артист Императорских театров. Также, Барцал вёл концертную деятельность, и неоднократно исполнял партии в ораториях Моцарта, Гендельсона, Баха, Мендельсона, Верди, Бетховена и многих других.

Среди учеников Антона Барцала есть такие известные личности, как Василий Петров, Павел Румянцев и А. Альтшуллер.

Андреа Бочелли родился в сентябре 1958 года в Италии. Ещё в детстве он испытывал проблемы со зрением, а уже в 12 лет окончательно ослеп. В юношеские годы он выиграл некоторые вокальные конкурсы, а также был солистом в школьном хоре. После школы он пошёл учиться в университет в Пизе на юридический факультет. Андреа Бочелли был сильно увлечён оперной музыкой, и поставил для себя цель в жизни – стать великим тенором. Молодого Андреа Бочелли, берёт в ученики знаменитый Франко Корелли. Всё это произошло в Турине. В этот момент он поставил крест на карьере юриста.

В дневное время он серьёзно занимался вокалом, а с наступлением ночи – пел в ресторанах и барах, и тем самым зарабатывал себе на жизнь.

Он был награждён званием Великого офицера и орденом «За великие заслуги перед отечеством». А также, был награждён на голливудской «Аллее славы» звездой за вклад в оперное театральное искусство.

Несмотря на его популярность, многие критики не очень довольны ценами билетов на его выступления. Один из них спросил себя: «Почему я должен платить 500 долларов за билет на концерт?» А ведь действительно, это дороже цены на «Битлз» , когда они высадились на Манхеттен. И дороже, чем зарабатывал настоящий гений Владимир Горовиц за концерт 15-20 лет назад.

Рамон Варгас родился в 1960 году в Мексике. Дебют в Европе состоялся в 1987 году, тогда он исполнял партию Джельсомино в опере Россини – «Путешествие в Реймс». Рамон стал известен благодаря своему бельканто в операх Верди, Доницетти, Россини и других. Он выступал в Риме, в Ла Скала, в Ковент Гардене. В записях также имеются Герцог, «Дон Жуан» (Дон Оттавио), Тамино и другие. Великолепно спел партию Альмавивы на фестивале «Арена ди Верона» в 1996 году.

Когда ему было пять лет, он пел в церковном хоре в Мексике. Учителем пения, тогда ещё ребёнка, был Антонио Лопес. Вскоре он получил педагогическое образование. Но, несмотря на это, он всё же посвятил себя музыке. И уже в 1982 году стал победителем Национального конкурса вокалистов. В этом же году, он дебютировал в опере «Аптекарь». В 1986 году в Милане Рамон выиграл ещё один конкурс – «Конкурс теноров» Энрико Карузо. После этого он стал выступать в Венской государственной опере. А с 1988 по 1990 годы – он был солистом Люцернской оперы.

В 1992 году Варгас первый раз вышел на сцену Метрополитен-опера, и тем самым, заменил Лучано Паваротти. В день столетия со дня смерти Джузеппе Верди, Рамон выступил с оперой «Реквием» в Милане 27 января 2001 года.

Александр Ведёрников родился в 1927 году в СССР. В 1955 году закончил Московскую консерваторию. В 1956 году стал лауреатом первой премии конкурса вокалистов имени Шумана в Берлине. С 1955 года и по 1958 год – был солистом Мариинского театра.

Дебют Александра Ведёрникова состоялся в 1957 году на сцене Большого театра. А с 1958 года был солистом в нём. В 1961 году прошёл стажировку в Италии в театре Ла Скала (Милан). Самыми удачными партиями, исполненными Ведёрниковым, считаются: князь Юрий Всеволодович, Борис, Пимен, Варлаам, Кончак, Мельник, Галицкий, Сусанин, Досифей, Султан. А также: Кутузов «Война и мир», Даланд «летучий голландец», Рамфис «Аида», Филипп Второй «Дон Карлос», Дон Базилио «Севильский цирюльник».

Также, получил государственную премию СССР за концертные программы в 1967-1969 годах. И первую премию Всесоюзного конкурса на исполнение произведений советских композиторов.

С 1954 года гастролировал за рубежом. Он побывал в таких странах, как Ирак, Франция, Австрия, Финляндия, Англия, ГДР, Швеция, Канада, Италия, и во многих других.

Исполнения Ведёрникова всегда отличались особой музыкальность, тонким проникновением в образ и стиль оперных произведений.

Людвиг Вебер родился в Вене в 1899 году. Музыкальное образование получил в Вене. Там же и состоялся его дебют 1920 года в Венской опере. В течение 2-3 лет он исполнял там незначительные партии.

Успех настиг его после выступления в 1931 году в Мюнхене на Вагнеровском фестивале. После этого, в 1933 году его пригласили в Мюнхен, на выступления в Баварскую государственную оперу. После этого начались гастроли за границей.

С 1936 года, в течение нескольких лет, он выступал в Лондоне в Королевском театре Ковент-Гаден. А с 1945года и по 1965 год пел в Венской государственной опере. Он выступал на всех крупных европейских сценах, а также в Буэнос-Айресе в театре Колон.

С 1961 года он работал профессором в Зальцбурге в консерватории «Моцартеум». С 1951 года по 1962 год – участвовал в Байройтском фестивале(Bayreuther Festspiele). В 1951 году на этом фестивале он исполнил партию Гурнеманца «Парсифаль».

Голос Людвига Вебера считают одним из лучших басов в двадцатом веке. Он участвовал в таких операх, как «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Волшебная флейта», «Кавалер розы», «Борис Годунов», «Парсифаль», «Золото Рейна».

Бьёрлинг родился в Швеции в 1911 году. Он считается одним из крупнейших оперных певцов двадцатого века. Первым учителем Юсси Бьёрлинга был его отец – Давид Бьёрлинг. С ним и двумя братьями он участвовал в семейном квартете. С 1928 года по 1930 год – Юсси учился в Стокгольмской консерватории. После этого (с 1930 по 1933 годы) являлся солистом Шведской королевской оперы в Стокгольме.

Уже в 1931 году, после его выступления в Копенгагене, имя Бьёрлинга становиться известным и за границей Швеции. А уже в 1936 году он отправляется в турне по Чехословакии, Австрии, Германии и Венгрии. И в 1938 году в первый раз выступает на сцене Метрополитен-опера. Там он пел, начиная с 1940-х годов.

Получил шведское звание – «Придворный певец». В 1960 году он получает «Гремми». В 1957 году у певца начались проблемы с сердцем. Но, несмотря на это, он не прекратил выступления, и записал в 1960 году оперу Верди – «Реквием». В марте 1960 года с ним случился сердечный приступ во время представления в Лондоне «Богемы». Через несколько месяцев он умирает. Анна-Лиза (жена Бьёрлинга) также была оперной певицей.

Юсси Бьёрлинг участвовал во многих итальянских операх, таких как «Риголетто», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Аида», «Вильгельм Телль», «Трубадур», «Тоска».

Мануэль Гарсиа родился в Мадриде в марте 1805 года. Вокальный педагог и доктор медицинских наук. Он является сыном Гарсиа – старшего, а также – приходится братом Полины Виардо.

Его дебют состоялся в опере «Севильский цирюльник» в Нью-Йорке в 1825 году. С 1825 по 1827 года – он гастролировал с отцом по городам США. А в 1828 году – в Мехико. Именно в вокальной школе отца он начал свою педагогическую деятельность. Педагогом он был с 1829 года. А с 1842 и по 1850 года – Мануэль Гарсиа преподавал в Парижской консерватории. В 1848 по 1895 год – преподавал в Королевском музее академии в Лондоне.

Также Мануэль Гарсиа внёс немалый вклад в развитие вокальной педагогики. Он написал некоторые инструкции для учителей, например, «Записки о человеческом голосе», эта работа была одобрена Академией наук во Франции. А также написал – «Полное руководство по искусству пения». Эта работа была переведена на многие языки. Но, также, он внёс большой вклад в изучениефизиологии человеческого голоса. В 1855 году он изобрёл ларингоскоп. За это изобретение его удостоили степени доктора медицины университета в Кенигсберге.

У него было много учеников, среди них наиболее известны: М.Маркези, К.Эверарди, Е.Линд, Г. Ниссен-Саломан, Э. Фреццолини.

Тито Гобби родился в Италии (Бассано дель Граппа) в 1913 году. Его учителем был тенор Джулио Крими. Уже в 1936 году он выиграл Международный конкурс вокалистов, которые происходил в Вене, и получил свою первую премию. Его дебют состоялся в 1937 году в Риме в театре «Адриано», он исполнял партию Жоржа Жермона. Начиная с 1942 года, Тито Гобби выступал в театре Ла Скала. Там его дебют состоялся в партии Белькоре в опере «Любовный напиток». В этом же сезоне Тито исполнял партию Воццека. В Ковент-Гардене он пел с 1950 года и по 1974 год.

Первое выступление в США (Сан-Франциско) было в 1948 году. Уже с 1956 года он пел в Метрополитен-опера. Дебютировал с партией Скарпиа.

Вскоре, в 1951 году он ездил с гастролями с Джильи по Южной Америке. Тито Гобби пел на многих фестивалях, среди которых: Зальцбургский фестиваль, фестиваль «Арена ди Верона». В 1970 году был членом жюри Международного конкурса, проходившего в Москве.

Тито Гобби является одним из величайших баритонов двадцатого века. В его репертуаре числится более 100 партий. Известен, благодаря своему бельканто. Его лучшие роли – Яго, Фальстаф, Фигаро, Симон Боккангера, Риголетто, Амонасро, Скарпиа, Вильгельм Телль, Тонио.

Прошлое столетие ознаменовано бурным развитием советского оперного искусства. На сценах театров появляются новые оперные постановки, которые стали требовать от исполнителей виртуозных вокальных партий. В этот период уже работают такие известные оперные певцы и прославленные исполнители, как Шаляпин, Собинов и Нежданова.

Наряду с великими певцами на оперных сценах появляются не менее выдающиеся личности. Такие известные оперные певицы как Вишневская, Образцова, Шумская, Архипова, Богачёва и многие другие являются эталоном для подражания и в настоящее время.

Галина Вишневская

Галина Вишневская

Примадонной тех лет принято считать Галину Павловну Вишневскую. Обладая прекрасным и чистым, словно бриллиант, голосом, певица пережила сложные времена, но, тем не менее, став профессором консерватории, она сумела передать свои ученикам.

За певицей надолго сохранилось прозвище «Артистка». Лучшей её партией стала партия Татьяны (сопрано) в опере «Евгений Онегин», после исполнения которой, певица получила титул главной солистки Большого театра.

Большую творческую деятельность, связанную с оперным искусством, вела Елена Васильевна Образцова. Её трепетное увлечение музыкой переросло в профессию.

Окончив экстерном в 1964 году консерваторию имени Римского-Корсакова на «отлично с плюсом», Елена Образцова получила свой билет в Большой театр.

Обладая исключительным тембром меццо-сопрано, она стала популярной драматической актрисой и сыграла свои оперные партии в лучших постановках, среди которых роль Марфы в опере «Хованщина» и Мари в постановке «Война и мир».

************************************************************************

Многие известные оперные певицы пропагандировали русское оперное искусство. В их числе была и Ирина Константиновна Архипова. В 1960 году она активно гастролирует по миру и дает концерты на лучших оперных площадках Милана, Сан-Франциско, Парижа, Рима, Лондона и Нью-Йорка.

Первым дебютом Ирины Архиповой стала роль Кармен в опере Жоржа Бизе. Обладая незаурядным меццо-сопрано, певица произвела сильное глубокое впечатление на Монтсеррат Кабалье, благодаря чему случилось их совместное выступление.

Ирина Архипова является самой титулованной оперной певицей России и по числу наград занесена в книгу рекордов оперных знаменитостей.

************************************************************************

Не меньший вклад в развитие советского оперного искусства внесли и известные оперные певцы. Александр Иосифович Батурин обладал великолепным и сочным голосом. Его бас-баритон позволил ему спеть партию Дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Своё искусство Батурин совершенствовал в Римской академии. Певцу с легкостью удавались партии, написанные как для баса, так и для баритона. Свою знаменитость певец приобрел благодаря партиям Князя Игоря, тореадора Эскамильо, Демона, Руслана и Мефистофеля.

************************************************************************

Александр Филиппович Ведерников – российский оперный певец, который прошёл стажировку, выступая в спектаклях великого итальянского театра Ла скала. На его счету почти все басовые партии лучших русских опер.

Партия Бориса Годунова в его исполнении перевернула прежние стереотипы. Ведерников сал образцом для подражания.

Кроме русской классики оперного певца увлекала и духовная музыка, поэтому артист очень часто выступал на богослужениях и проводил мастер-классы в духовной семинарии.

************************************************************************

Многие известные оперные певцы начинали свою карьеру с подмостков. Так и Владимир Викторович Ивановский впервые обрёл свою популярность, будучи электромонтёром.

Со временем получив профессиональное образование, Ивановский стал членом труппы Кировского тетра оперы и балета. В советские годы он спел концертов более тысячи.

Обладая драматическим тенором, Владимир Ивановский гениально исполнял партии Хозе в опере «Кармен», Германа в «Пиковой даме», Самозванца в «Борисе Годунове» и многие другие.

************************************************************************

На развитие искусства музыкального театра в XX веке своё влияние оказали и зарубежные . В их числе Тито Гобби, Монтсеррат Кабалье, Амалия Родригеш, Патриция Чофи. Опера, как и другие виды музыкального искусства, оказывая огромное внутреннее воздействие на человека, всегда будет влиять на становление духовной личности человека.

Praskovia Kovalyova-Zhemchugova

Praskovia was one of the best opera singers in eighteenth-century Russia. She was born into the family of a serf smith by the name of Ivan Gorbunov (a.k.a. Kovalyov) probably on the estate of Voshchazhnikovo in the province of Yaroslav. Praskovia and her family belonged to the Sheremetevs, one of the richest noble families in Russia at the time. As a young girl she moved with her family to the estate of Kuskovo outside Moscow. Soon thereafter she was taken from her family to serve as a chambermaid to Princess Martha Dolgorukaya, a relative of her master, Count Pyotr Sheremetev, who lived in the manor house.

Blessed with a fine voice, Praskovia was trained to be a singer in the opera company then being put together by Count Pyotr and his son, . She debuted in 1779 on the stage of the serf theatre at Kuskovo in the role of the servant Gubert in the comic opera L"Amitié à l"épreuve by André Ernest Modeste Grétry . Following her success, Praskovia was given the leading role of Belinda in Sacchini "s opera La colonie . In this 1780 performance the actress for the first time appeared under the stage name Zhemchugova, "The Pearl," (zhemchug means "pearl" in Russian). The other stars of the company were also given new names: Arina "The Sapphire," Fekla "The Turquoise," Tatyana "The Garnet," Nikolai "The Marble," Andrei "The Flint," etc.

After the role of Belinda, Praskovia was promoted to the position of the first actress of the theatre. By the age of 17, she could read and write French and Italian fluently, played the harp and clavichord , and was acknowledged by her contemporaries for her operatic and dramatic abilities.

Her most important role was Eliane in Grétry"s opera Les Mariages samnites . Assuming the part for the first time in 1785 , Praskovia sang Eliane for 12 years — a first in the history of serf theatre. In 1787 Praskovia sang the role of Eliane at Kuskovo for the empress Catherine and her suite. Catherine was so impressed by her performance that she requested to meet Praskovia and later gave her a diamond ring.

In the mid-1780s, Praskovya became the mistress of Count Nikolai Sheremetev. Nikolai was the impresario of the family serf theater, and he had helped train Praskovia over the years, eventually falling in love with the young star of the troupe. The circumstances surrounding the early years of their relationship, like so much of Praskovia"s life, are unknown. After the death of Nikolai"s father in 1788, Nikolai and Praskovia set up a private household in a secluded corner of the Kuskovo estate. Their unorthodox relationship soon became the subject of gossip among aristocratic society.

In 1795 Praskovia, Nikolai, and the theatre troupe moved from Kuskovo to Ostankino , a brilliant new palace constructed north of Moscow with a large theatre intended for large-scale operas and immense balls. The year 1795 was marked by the premiere of the opera Zelmira and Smeloy, or the Capture of Izmail (Osip Kozlovsky , text by Pavel Potemkin ); Praskovia acted in the role of the captive Turkish woman Zelmira). Praskovia performed here for Stanislaw August Poniatowski , the last king of Poland.

At the height of the theatre"s flowering in the late 1790s Praskovia became ill, possibly with consumption (tuberculosis ), and was forced to retire. In late 1796, Nikolai was appointed to the court of Paul I and Praskovia moved with him to St. Petersburg.

Although they lived as man and wife, Nikolai and Praskovia had to keep the nature of their relationship secret from polite society. It was taboo for an aristocrat like Sheremetev to move about in society with a serf as his social equal. Finally, in 1798 Sheremetev emancipated Praskova and later the entire Kovalyov family from serfdom. Understanding that her health would not allow her to return to the stage, he closed the theatre.

In 1801 Nikolai and Praskovia married in Moscow in the strictest secrecy. As part of the arrangements, Nikolai had created a phony genealogy for Praskovia claiming that she was the long-lost descendant of a Polish nobleman by the name of Kovalevskii. Around the time of the wedding he sent a forger to Poland with a purse full of money to purchase a patent of nobility from a willing noble family.

Within months of their wedding Praskovia became pregnant. On February 3 , 1803 she gave birth to a son, Dmitry, but pregnancy and childbirth destroyed her poor health and she died on February 23 at the Sheremetev palace in St. Petersburg. Just before she died Nikolai informed Emperor Alexander I of his marriage and requested official recognition, which he granted. News of the marriage scandalized society and angered Nikolai"s family. Nikolai"s two nephews, the Razumovsky brothers, had planned to inherit their uncle"s vast fortune, and upon hearing that they were to lose it all to the son of serf they contemplated murdering the infant.

Praskovia was buried in an elaborate ceremony at the Alexander Nevsky Monastery attended by clergy and servants from the Sheremetev household. Nikolai was too overcome with grief to attend, and the nobility stayed away to signal its disapproval of Nikolai"s marriage.

In memory of Praskovia Nikolai built in Moscow on Sukharevskaya square a large almshouse that tended to the sick, poor, and orphaned up until the revolution of 1917. Under the Soviets the almshouse was shut down and replaced by a scientific research institute named after N. Sklifosovsky .