Методика 10 слов лурия описание. Методика «10 слов» А.Р

Беседки

Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

Первое объяснение . «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции . «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,- все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, - ставит и под ними крестики.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). В результате протокол опыта принимает следующий вид:

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

огонь

1

2

3

4

5

Спустя час

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид (рис.2.1).

Рис. 2.1. Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз (рис.5), иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.



Рис. 2.2. Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

Цель 1: оценка состояния объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульный материал: Используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа. Например:

· Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

· Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Процедура:
Инструкция 1:«Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5 – 1 секунд) и четко. После первого повторения слов испытуемым, в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные им слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности испытуемого не делается. После первого воспроизведения говорится, что «всё хорошо», и исследование продолжается.

Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих испытуемого.

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.

Инструкция 2: «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь»

Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9 – 10 повторов) - такое проведение исследования возможно при условии, что утомление ребенка не наступит раньше, чем все 10 слов будут «устойчиво» запомнены. В противном случае (в ситуации, когда испытуемый начинает «терять» запомненное до полного запоминания всех 10 слов) подобное исследование, с нашей точки зрения проводить нецелесообразно.



При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Исследователь просто говорит: «Еще раз».

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый назвал 10 слов с первого раза.

8–9 баллов – испытуемый назвал 8–9 слов с первого раза.

6–7 баллов – испытуемый назвал 6–7 слов с первого раза.

4–5 баллов – испытуемый назвал 4–5 слов с первого раза.

2–3 балла – испытуемый назвал 2–3 слова с первого раза.

0–1 балл – испытуемый за все время назвал не более 1 слова.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Каждое повторение слов испытуемым регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке.

Цель 2: Оценка состояния объема долговременной слухоречевой памяти.

Процедура: Через 40 – 50 минут исследователь предлагает испытуемому вспомнить слова из предыдущего теста. «А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали».

В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил испытуемый, и последовательность, в которой он их воспроизводил.

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый назвал 10 слов.

8–9 баллов – испытуемый назвал 8–9 слов.

6–7 баллов – испытуемый назвал 6–7 слов.

4–5 баллов – испытуемый назвал 4–5 слов.

2–3 балла – испытуемый назвал 2–3 слова.

0–1 балл – испытуемый назвал не более 1 слова.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Тест «Запоминание и воспроизведение предложений»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости, полноты и быстроты вспоминания.

Процедура: Предложения произносятся парами. Ребенок должен повторить предложения в правильной последовательности.

Инструкция: «Внимательно слушай и повторяй предложения в том же порядке, как их называю я».

Материал: три пары предложений:

1 пара – два предложения из трех слов: Мальчик учит уроки. Девочка моет пол.

2 пара – два распространенных предложения, связанных по смыслу: Дети принесли из леса ягоды. Маша сварила из ягод вкусное варенье.

3 пара – два распространенных предложения, не связанных по смыслу. В городе много машин и автобусов. Полянка покрылась зеленой травой.

5 баллов – правильное воспроизведение всех предложений;

4 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары;

3 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары, перестановка слов в предложениях второй пары;

2 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях второй и третьей пары;

1 балл – перестановка и пропуск слов во всех парах предложений.

Тест «Исправь ошибки»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости и внимания при исправлении ошибок в представленном стихотворении.

Инструкция: «Прослушай стихотворение. Что перепутано в нем?» Исправь ошибки.

Если ребенок не может выявить ошибки, ему необходима помощь, то в качестве подсказки необходимо показать ребенку картинку на сюжет данного стихотворения.

Дым на улице стоит, - Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка, - Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот - Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке, - Рыбаки сидят у печки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;

4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;

3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);

2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;

1 балл - не смог выполнить задания.

Оценка слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения десяти слов по методике А.Р. Лурия. Анализ особенностей запоминания слов у детей. Понятие о слуховой долговременной памяти и краевом эффекте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

М етод заучивания 10 слов (м етодика А.Р. Лурия)

запоминание слуховой память лурия

Цель : оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Описание . Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:

1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);

2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол - стул; огонь - вода и т. п.).

Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых. Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.). Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

Методика проведения исследования.

Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Инструкции для детей.

Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкции для взрослых.

Инструкция (а):

«Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

Инструкция (б):

«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Обработка результатов.

Где К i --коэффициент запоминания i-го слова,

Р i -- его абсолютная частота;

n -- количество повторений.

4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат - значения К.

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе. 6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

где V долговрем. -- объем долговременной памяти (через один час);

V 6 ·-- количество воспроизведенных слов в 6-й серии.

Интерпретация.

Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется. При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях. Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта». Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации). Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Мой протокол

Ф.И.О. Кудряшова Ася Андреевна возраст 21 дата 05.12.13

Доп. слова

Через час

Г рафик заучивания

(по У кол-во воспроизведенных слов)

(по х кол - во попыток)

График частоты запоминания слов

По х - номер слова

По у - кол-во воспроизведений

Процент потери информации через час после запоминания:

V долговрем. -- объем долговременной памяти (через один час)

V 6 ·-- количество воспроизведенных слов в 6-й серии

Х = 100 - (8* 100/10) = 20

Через час было потеряно 20 процентов информации.

Заключение

Объем слуховой памяти находится в норме (7+-2). Потеря долговременной памяти в течение часа составляет 20 процентов, что тоже не является отклонением от нормы. Наличие лишних слов в количестве 2 штук может свидетельствовать о расторможенности и стрессе. Из графика частоты запоминания можем наблюдать эффект края. Испытуемая, то есть я, лучше запоминает начало и конец информации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Возрастная периодизация детей дошкольного возраста и их анатомические характеристики. Половые отличия дошкольников. Организация исследования динамики запоминания слов у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, их зрительной и слуховой памяти.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2012

    Возрастные особенности детей 9-11 лет. Исследование школьной мотивации, оценки собственной компетентности; процесса произвольного запоминания "10 слов" (А.Р. Лурия), логического мышления. Выявление эмоционального состояния ребёнка по методике "Паровозик".

    практическая работа , добавлен 04.12.2010

    Основные процессы, связанные с памятью. Индивидуальные различия памяти у людей. Оценка оперативной слуховой памяти. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания. Взаимосвязь индивидуальных особенностей памяти и успеваемости учащихся.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2013

    Определение типа памяти у группы детей младшего школьного возраста методом воспроизведения по-разному воспринятых слов (четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках). Протокол исследования типов памяти. Показатели развития типов памяти у группы.

    контрольная работа , добавлен 02.09.2011

    Понятие памяти и механизма запоминания. Методы изучения запоминания. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Исследование динамики процесса заучивания. Непосредственное и опосредствованное запоминание.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2003

    Характеристики памяти - процесса запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Индивидуальные особенности памяти, ее виды, прочность и скорость запоминания.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2017

    Теория, виды и процессы памяти. Кратковремення и долговременная память. Развитие памяти, мнемоника, образная память. Приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания. Запоминание иностранных слов.

    реферат , добавлен 06.09.2002

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Общие представления о памяти, ее материальные основы и структура. Представление информации в памяти, структура знаний и событий, процесс запоминания. Особенности памяти у младших школьников, прием деятельного запоминания, методика применения пиктограмм.

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали - число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:

При черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;

При неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.

3.2. Методика «Цветовой диктант»

Диктанты, предложенные выше, в своей основе имеют вербальную инструкцию и вербально сформулированные правила. Но ученикам 1 -го класса, испытывающим трудности в обучении, иногда легче действовать по наглядной инструкции. Для выяснения того, что является причиной затруднений ребенка при выполнении последовательности действий графически - несформированность произвольности или кратковременная память (не запоминает вербальные инструкции), нами предлагается цветовой диктант с предъявлением инструкции в наглядном плане. Форма предъявления может быть как индивидуальной, так и групповой.

Время обследования - 10 минут.

Инструкция:

Вариант А (приложение 1, рис. За)

Каждый цвет изображает свой путь: красный - 1 клетка направо (показ), синий - 2 клетки направо, зеленый - 1 клетка вверх, желтый - 2 клетки вверх.

«На этой карточке цвета нарисованы друг за другом, тебе нужно строить лесенку, по очереди проводя те линии, которые обозначают цвета. Ты будешь строить лесенку на листочке в клеточку, начиная от этой точки и не отрывая карандаша от бумаги».

Серия 1 : «Желтый, синий, зеленый, красный, желтый, красный, зеленый, синий».

Серия 2 : «Зеленый, красный, желтый, синий, красный, зеленый, синий, желтый».

Серия 3 : «Синий, желтый, красный, зеленый, желтый, синий, красный, зеленый».

Вариант Б (приложение 1, рис. 36)

Фигурки разной формы обозначают определенное количество клеточек в определенном направлении.

«На этой карточке показаны обозначения для каждого хода. Ты будешь выполнять ходы по очереди так, как я буду называть или показывать».

Существенным для этой методики является то, что в случае, если ребенок плохо ориентируется в пространстве, направление стрелок показывает ему, в какую сторону двигаться.

Цель: диагностика умения действовать по правилу, заданному наглядно.

Анализ деятельности :

Ориентировка:

усвоение правил, предъявляемых в наглядном плане;

удержание инструкции по ходу выполнения задания;

поиск нужных ходов с ориентацией на правила выполнения задания.

Исполнение:

выбор и графическое выполнение правильных поворотов в нужной последовательности на листе в клетку.

Контроль:

проверка правильности выполнения.

Средства выполнения задания: карточка с обозначением направления и длины шага с помощью цвета, клетки на бумаге.

Материал: листок в клетку и карточка-инструкция.

Виды помощи:

1. Эмоциональная поддержка в ситуации неуверенности, при замедлении темпа.

2. Просьба повторить инструкцию при неверном соединении.

3. Повтор инструкции взрослым, если ребенок выполняет задание неверно и не может повторить инструкцию.

4. Просьба выполнить действие снова.

5. Повторное объяснение.

6. Выполнение действия взрослым (показ).

Оценка:

Количественная:

За каждый верный ход дается по 1 баллу. Максимальное количество баллов по каждой серии - 8, по всему заданию - 24 балла. Для ребенка младшего школьного возраста задания не должны вызывать затруднений, то есть нормой считается 24 балла.

Методика предполагает возможность включения разного числа фигур, использование разных обозначений и выстраивание цепочек разной длины. В этом случае оценка будет зависеть от количества элементов.

Качественная:

Анализ деятельности:

Ориентировка:

усвоение правил, предъявляемых в вербальном и наглядном плане (скорость усвоения);

удержание правил по ходу выполнения задания, выстраивание деятельности в соответствии с правилами.

Исполнение:

правильность выполнения поворотов в нужной последовательности.

Контроль:

замечает и может ли самостоятельно либо с помощью исправить ошибки.

Опыт использования методики показал, что затруднения вызывает прежде всего необходимость перекодировать цвет (фигуру) в линию, при успешном перекодировании выполнение последовательности действий дает дополнительную информацию о структуре произвольной сферы ребенка.

Результаты выполнения этого диктанта дополняют информацию, полученную другими способами. Если ребенок хорошо выполняет цветовой диктант, то причиной трудностей при выполнении предыдущих диктантов является плохое запоминание вербальных текстов или отсутствие мотивации к выполнению такого рода заданий. Если он также плохо выполняет цветовой диктант, это может выступать показателем низкого уровня сформированности произвольности: ребенок не может организовать действия по любым правилам. В этом случае необходимо включить в коррекционную программу игры с правилами, так как они имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В них ребенок научается сознательно подчиняться правилам. Важным является подготовительный этап (уяснение правила), поскольку здесь формируется ориентировка детей в деятельности. Кроме того, в ходе игры с правилами развивается общение детей по поводу игры, также подчиненной нормам и правилам. Начинать следует с одного правила, постепенно увеличивая их число и сложность по мере успешного выполнения заданий.

Эффективными являются настольные игры с правилами , так как они приближены к учебной деятельности по форме. Центральный момент настольных игр - это переориентировка ребенка с конечного результата на способы выполнения задания. Только опосредованные образцами и правилами формы деятельности приводят к успешному выполнению и выигрышу в конечном счете. Особенно важно использование настольных игр, потому что в них внешне представлены, материализованы как правила, так и процесс выполнения. При коррекции могут быть использованы специальные развивающие и коррекционные программы для группы детей (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. М., 1999; Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. М., 1997; Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. Волгоград, 1993).

В ходе обследования устанавливается, может ли ребенок удерживать в памяти правило, представленное наглядно, если он затрудняется удерживать его при выполнении диктанта Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской. При несформированности умения действовать по правилу, представленному наглядно, строится коррекционная программа. Иногда бывает достаточно выполнить задание индивидуально, оказывая все виды помощи, а затем предложить ребенку аналогичные задания, варьируя последовательность цветов и форм. Для переноса результатов на другие виды деятельности необходимо создавать разные варианты правила, то есть различными цветами обозначать разные по направлению и длине (2 клетки, 3 клетки) линии. Можно увеличить набор обозначений, что позволит качественно отработать действие. Отработку можно проводить, используя и другой материал, в котором определенное действие закодировано каким-либо знаком. Это могут быть даже гимнастические движения, выполненные в определенном порядке в соответствии с цепочкой знаков, их обозначающих. Серия подобных заданий дана в учебнике-тетради для 1-го класса Н.Г. Салминой, О.В. Сильновой, О.Г. Филимоновой «Путешествие в мир знаков». (М., 1999). Занятия лучше проводить психологу, а также учителю, воспитателю группы продленного дня по развернутым рекомендациям или под наблюдением психолога.

3.3. Методика «Кубики Кооса»

В психолого-педагогической практике данная методика используется для выявления нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса у детей. Однако, поскольку выполнение заданий методики предполагает, во-первых, анализ образца (который усложняется от задания к заданию), а во-вторых, осуществление последовательности операций при конструировании фигур по образцу (число которых возрастает), методику можно использовать и для диагностики уровня сформированности произвольной сферы ребенка. Очень важной здесь является возможность анализа произвольности на материальном уровне выполнения деятельности. Задача разбиения образца на фрагменты, соответствующие отдельным граням кубика (это предполагает наличие пространственной ориентировки и умения анализировать образец), для детей часто бывает трудна сама по себе. Так как для диагно­стики произвольности необходимо выявлять умение ребенка выполнять заданную последовательность действий, в случаях затруднений с выделением элементов, составляющих образцы, для облегчения анализа образца нужно использовать сетку, разбивающую картинку-образец на необходимые элементы. В этом варианте ребенок должен лишь правильно развернуть грань кубика в соответствии с элементом образца и выложить кубики последовательно.

Сетка может быть использована и как обучающее анализу средство, так как некоторым детям достаточно 1-2 предъявлений образцов с сеткой для перехода к самостоятельному анализу образцов. Выделяется группа детей, которые могут выполнять задания только с использованием сетки. В данном случае для нас важно выявление умения последовательно выстраивать узор.

При предъявлении заданий (их 7) необходимо каждый раз сначала давать целый образец и только при затруднении - образец с сеткой, расчленяющей его на отдельные составляющие.

Методика может быть предъявлена только в индивидуальной форме, поскольку анализ структуры деятельности может быть проведен именно в этих условиях. Время обследования - 10-15 минут.

Цель: диагностика умения анализировать наглядно представленный образец и составлять узор из кубиков.

Анализ деятельности :

Ориентировка:

разбиение целого образца на элементы-кубики в наглядном или материализованном плане;

выстраивание необходимой последовательности действий;

поиск нужной грани у кубика;

ориентация грани в пространстве (разворот кубика);

выстраивание очередности исполнения;

выделение совпадающих в образцах блоков.

Исполнение:

выбор грани кубика;

разворот кубика в пространстве;

выкладывание кубиков в нужной последовательности.

Контроль:

соотнесение результата с образцом;

анализ рассогласований;

коррекция выполнения.

Средства выполнения задания: наглядные образцы-картинки, сетка.

Материал: наглядные образцы-картинки и кубики Кооса. Сетка на прозрачной пленке, накладываемая на образец при затруднении (делит образец на отдельные кубики). (Приложение 1, рис. 4.)

Инструкция: «Перед тобой одинаковые кубики, на которых есть грани разного цвета (показ и перечисление). А это образцы-картинки, по которым тебе надо собрать из кубиков узор».

Виды помощи:

1. Поддержка при регуляции деятельности.

2. Указание «Будь внимательнее».

3. Сетка-разбивка целого образца на отдельные элементы при ошибочном выполнении.

4. Вопрос «Куда смотрит белый уголок?», если ребенок неправильно разворачивает грань кубика.

5. Объяснение.

Оценка:

Оценивается структура деятельности ребенка при выполнении заданий.

Анализ действия Операция Балл Качество выполнения операции
Ориентировочная часть действия Принятие задачи Не принимает, «соскальзывает», отвлекается
Принимает задачу
Ориентировка Хаотичная
Развернутая пошаговая
Свернутая (блоками)
План ориентировки Материальный (ставит кубики на соответствующую часть образца)
Материализованный (использует сетку)
Перцептивный
Исполнительная часть действия Визуальное разделение картинки Не может выделить элементы узора визуально
Выделяет с помощью сетки
Выделяет самостоятельно
Поворот кубика в нужном направлении Не может самостоятельно развернуть кубик правильно
Разворачивает кубик с помощью взрослого 1
Разворачивает самостоятельно
Соотнесение с образцом Не соотносит с образцом
Соотносит при указании взрослого
Соотносит самостоятельно
Соблюдение последовательности, соответствие ориентировке Хаотичное выполнение
Соскальзывание, выполнение с помощью взрослого
Самостоятельное соблюдение последовательности
Контрольная часть действия Контроль по окончании Отсутствие сличения с образцом
Сличение при указании взрослого
Самостоятельное сличение с образцом
Качество контрольной функции Сам исправляет ошибки
Исправляет ошибки при указании
Не может исправить ошибки
Максимальный балл

Количественная оценка в данном случае составляется на основе качественного анализа структуры деятельности и нужна она для того, чтобы определить, укладывается ли выполнение заданий в возрастной норматив. Для детей 7-8 лет высоким уровнем считается почти безошибочное выполнение. Если же ребенок получает 14 и менее баллов, количественную оценку следует дополнить содержательным анализом деятельности. Заключение составляется путем выписывания из таблицы характеристик действия, соответствующих тому баллу, который ставится ребенку. Например: «Ира принимает задачу, выполняет задания с интересом. Ориентировка - пошаговая, в перцептивном плане. В некоторых случаях затрудняется разворачивать кубик и разделять образец на единицы, но справляется с этим при указании «Будь внимательнее». Последовательность шагов соблюдает самостоятельно, ошибки исправляет сама при указании на них». Такое выполнение считается удовлетворительным.

Если младший школьник не может выполнить заданий без сетки (особенно с 1 по 4), то его деятельность нуждается в коррекции, так как налицо неумение анализировать образец. Для этого могут быть использованы сетка, кубики, следует заменить только образцы. Коррекцию можно строить на различном материале: мозаики, Puzzle, конструкторы, разрезные картинки и т.п. При неумении выделять элементы узора особое внимание следует обратить на обучение анализу образца, выделение ориентиров, соблюдение порядка. При необходимости можно прибегнуть к материализации (закрывать отдельные части образца или делить его на элементы).

Оценка уровня развития произвольности по методики «Кубики Кооса» для детей 8-9 лет (баллы)

3.4. Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Цель: исследование логической памяти.

Стимульный материал : карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш.

Проведение . При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оценка:
а) понимание ребенком инструкции;
б) способность к нахождению опосредующих символов;
в) содержательность объяснения выбора;
г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

3.5. Методика «Вставь картинку»

Поскольку развитие произвольности, согласно психологическим исследованиям, за­висит среди прочих условий и от развития воображения, то для выявления причин несформированности произвольной сферы целесообразно определять уровень развития воображе­ния и в случае низкого уровня его развития коррекционную работу проводить комплексно (воображение и произвольность). Для выявления уровня развития воображения существует много методик (П. Торренс, О.М. Дьяченко и др.). Применительно к проблеме произвольно­сти наиболее адекватной, на наш взгляд, является методика «Вставь картинку» Е.Е. Кравцо­вой и Е.Л. Горловой. Исходный вариант этой методики разработан С.Д. Забрамной для ис­следования воображения. Преодоление ситуативное™ является показателем развития вооб­ражения. Данная методика включена в комплекс методик диагностики развития произволь­ности, поскольку развитие надситуативности необходимо для планирования, прогнозирова­ния и др. Ситуации, представленные на картинке, могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от того, какая картинка выбирается для дополнения. Умение занимать надси­туативную позицию, менять замысел ситуации включается как необходимая составляющая произвольности. Методика может проводиться только в индивидуальном варианте.

Цель: диагностика умения действовать вне контекста ситуации, произвольно менять замысел ситуации, занимать надситуативную позицию.

Материал: 10 сюжетных картинок, к каждой из которых подбирается картинка с изображением соответствующего объекта.

Инструкция: «Перед тобой карточки с различными картинками. Посмотри внимательно, к какой из этих сюжетных картинок можно добавить недостающий предмет. Положи маленькие карточки рядом с соот­ветствующей большой картинкой. (После того как ребенок выполнит задание, маленькие карточки собирают­ся.) А теперь попробуй положить по-другому. Можно это сделать?»

Оценка:

При оценивании результатов важно учитывать, что для детей в возрасте 6 лет в ос­новном характерен первый уровень, ситуативное отношение к выполнению задания (зависи­мость от ситуации). Дети 7 лет переходят на второй уровень, когда происходит переструкту­рирование ситуаций, но все еще сохраняется зависимость от прошлого опыта ребенка («Так бывает»). Дети 8-11 лет способны занять надситуативную позицию, но их ответы распреде­ляются поровну между вторым и третьим уровнями. Коррекцию выполнения, не соответствующего возрасту, можно строить на основе со­ставления рассказов по картинкам - как сюжетным, так и предметным, выстраивая цепочку повествования при участии одного или нескольких детей.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 159.

2. Дубровиной И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.- С. 293

3. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006.


Похожая информация.


Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение . Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес

Методика проведения исследования . Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________


стимула

Стимул

Ответ

P i

К i

Через
1
час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

2

<..>

10

«Лишние» слова

V

Словесный отчет испытуемого__________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________
Экспериментатор _____________________________________________________________

Инструкции.
Инструкции для детей.

- Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
-·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
- Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
- Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

, где

К i -коэффициент запоминания i-го слова,
Р i - его абсолютная частота;
n - количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где

V долговрем . - объем долговременной памяти (через один час)
V 6 ·- количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.