Познавательное развитие детей в процессе фэмп. Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений область «Познавательное развитие

Ораждения

« Познавательное развитие»

формирование элементарных математических представлений

группа раннего возраста (2-3 лет)

(И.А. Помораева, В.А. Позина)

по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

учитель – дефектолог: Майсюк А. М.

г, Урай 2018

1. Пояснительная записка

Направление «Познавательное развитие». Раздел Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Цели и задачи: Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Количество  Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.  Формировать умение различать количество предметов: много - один (один - много).  Развивать умение видеть общий признак предметов группы.  Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.  Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Величина  Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.)  Развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине. Форма  Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).  Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве  Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).  Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.  Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).  Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Ориентировка во времени  Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.

Принципы:

Принцип развивающего образования;  Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);  Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;  Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;  Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;  Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Формы работы с детьми: - Непосредственно образовательная деятельность (занятия), - Совместная деятельность со взрослым, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и др.), - Самостоятельная деятельность детей.

Организационные условия

Количество НОД (занятий) в неделю в месяц в год 1 4 36 10 мин 60мин 6 часов

Продолжительность НОД для детей первой младшей группы составляет 10 мин. в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13. В середине НОД проводится физкультминутка.

Условия реализации

Деятельность детей в развивающих центрах в группе: «Центр познания (познавательноисследовательской деятельности)», «Лаборатория», «Центр конструирования» и др. Раздаточный материал: геометрические плоскостные и объёмные фигуры, числовой ряд, полоски различной длины и ширины, счётные палочки, однородные и разнородные предметы различные по форме, длине, высоте, ширине. Демонстрационный материал: числовой ряд, картинки с изображением частей суток и их последовательности, счёты, числовые карточки, геометрические фигуры, плакаты. Настольно-печатные игры, мелкая и крупная мозаика, лото, домино, логические блоки, пособия для составления целого из частей, конструкторы различных цветов и размеров (строительный, лего и др.). ИКТ: мультимедийныные презентации, компьютерные развивающие игры по развитию познавательных способностей.

Прогнозируемые результаты

К концу года ребенок может:  Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.п.).  При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.  Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.  Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.  Видеть разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом); показывать (называть), какой из двух предметов большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий или они одинаковые.  Различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Проведение контрольных мероприятий Мониторинг освоения образовательной программы проводится 2 раза в год: в ноябре и апреле. Мониторинг проводится на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных диагностических методик, рекомендованных по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), реализуемой в ДОУ.

2.Содержание

Примечание

Сентябрь 06.09.2017 Занятие 1 «Игра с мячом» Педагогические цели: Развитие предметных действий.

10мин

13.09.2017 Занятие 2 «Палочка - игралочка» Педагогические цели: Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить.

10мин

20.09.2017 Занятие 3 «У бабушки в гостях» Педагогические цели: Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки.

10мин

27.09.2017 Занятие 4 «Лесная гостья Педагогические цели: Развитие предметных действий. Познакомить детей с цветочной поляной, активизировать словарь по теме за счет слов: цветы, поляна, трава, желтые серединки, бабочки, жуки, кузнечики; учить детей отвечать на вопросы короткими предложениями, используя предлог на; воспитывать бережное отношение к окружающему миру

10мин

Октябрь 04.10.2017 Занятие 1 «Что катится, что не катится» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить. 10мин 11.10.2017 Занятие 2 «Спрячь кубик спрячь шарик» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить. 10мин 18.10.2017 Занятие 3 «Найди такой же» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик. Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки. 10мин 25.10.2017 Занятие 4 «Строим стульчик для матрёшки» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, кубик. Формирование умения сооружать простые постройки. 10мин

Ноябрь 07.11.2017 Занятие 1 «Что в мешочке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик. Совершенствование предметных действий. 10мин 14.11.2017 Занятие 2 «Собираем игрушки на прогулку» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. 10мин 21.11.2017 Занятие 3 «Хоровод матрёшек» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий. 10мин 28.11.2017 Занятие 4 «Строим башенки» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине кубики и называть их: большие кубики, маленькие кубики. Формирование умения сооружать простые постройки. 10мин Декабрь 06.12.2017 Занятие 1 Прокати шарик по дорожке» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик. Совершенствование предметных действий. 10мин 13.12.2017 Занятие 2 «Игрушки для кукол» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики. Формирование умения группировать предметы по величине. 10мин 20.12.2017 Занятие 3 «Игра с матрёшками» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много - один. 10мин 27.12.2017 Занятие 4 «Собираем листочки в вазу» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: один - много. 10мин Январь 10.01.2018 Занятие 1 «Играем с флажками» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много - много. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. 10мин 17.01.2018 Занятие 2 «Играем со снежными комочками» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по 10мин

величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - один, один - много. 24.01.2018 Занятие 3 «Игра с мячами» Педагогические цели: Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - много.

10мин

31.01.2018 Занятие 4 «Встречаем гостей» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много - мало, мало - много.

10мин

Февраль 07.02.2018 Занятие 1 «Собираем башенку и пирамидку» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: один - много. Развитие предметных действий. 10мин 14.02.2018 Занятие 2 «Подарим игрушки зайчику и мишке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: много - много. 10мин 21.02.2018 Занятие 3 «Игра с мячом» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - много. Развитие предметных действий. 10мин 28.02.2018 Занятие 4 «Найди пару» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много - один, один - много, много - много. 10мин Март 14.03.2018 Занятие 1 «Закати шарик в домик» Педагогические цели: Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много - много. Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине. 10мин 21.03.2018 Занятие 2 «Строим ворота для шариков» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много - мало. 10мин

Формирование умения сооружать простейшие постройки. 28.03.2018 Занятие 3 «Собираем игрушки для матрёшки» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме и количеству, обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много - много. Формирование умения сооружать несложные постройки.

10мин

Апрель 04.04.2018 Занятие 4 «Построим диванчики для кукол» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки. 10мин

11.04.2018 Занятие 1 «Подарки для ёжиков» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по величине и цвету. Развитие предметных действий.

10мин

18.04.2018 Занятие 2 «Где спрятались игрушки» Педагогические цели: Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут).

10мин

25.04.2018 Занятие 3 «Путешествие на поезде» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много - один, один - много, много - мало, много - много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

Май 03.05.2018 Занятие 4 «Мы плывём на лодке» Педагогические цели: Развитие умения различать количество предметов (много - один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

10.05.2018 Занятие 1 «Выкладываем перекладываем собираем» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один - много, много - один, много - много. Развитие предметных действий.

10мин

17.05.2018 Занятие 2 «Делаем куличики большие и маленькие Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами: большой, маленький. Развитие предметных действий.

10мин

24.05.2018 Занятие 3 «Что растёт за окном» Педагогические цели: Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много - один, один - много, много - мало, много - много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

10мин

31.05.2018 Занятие 4 «Рассказ воспитателя о петушке» Педагогические цели: Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки.

10мин

Итого 36 занятия 9 часов

3. Методическое обеспечение

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. С. Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2007. Громова О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Маленькие подсказки для родителей. - СПб.: ООО «Сова», 2007. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. Сербина Е. В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992. Смирнова О. Е., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраст а. - М.: МОЗАИКА

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

Формировать навыки ориентировки во времени;

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

Обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

Развивать общую моторику и координацию движений;

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

«Речевое развитие»:

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать диалогическую речь воспитанников;

Обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №12 «Росинка»

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

От пяти до семи лет)

Подготовила и провела:

Воспитатель

М.А Казанцева.

Используемая литература:

1. Математические игры в картинках 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС , 2017 г.

2. Формирование математических представлений у детей. Планирование образовательной деятельности на каждый день. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). Март-май. ФГОС ДО

3. Математические игры с геометрическими формами и цифрами 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС

Октябрь, 2016

Образовательная область "Познавательное развитие"

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

«Познавательное развитие»:

"Физическое развитие":

« Речевое развитие»:

Способствовать

Виды детской деятельности :

Игровая,

Познавательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Методы: рецептивный, наглядно-практический,

Приемы: показ, демонстрация, рассказ, инструкции, вопросы к детям, дидактические игры.

Предварительная работа: беседа с детьми, дидактические игры.

Оборудование и наглядные материалы: мультимедийное оборудование, видео-письмо, карточки с заданиями; ворота с геометрическими фигурами, гномы(дни недели), тоннель(для пролазания), конусы с цифрами(для ходьбы змейкой), канат, математические задания(мультимедия), шары и фломастеры(на каждого ребенка), Танграм для дидактической игры, видеообращение королевы.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в зал под веселую, бодрую, музыку.

Воспитатель : Посмотрите, у нас в зале присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Сегодня утром мама Есении Бабинцевой передала нам вот это письмо, и сказала открыть его в 9:00, давайте посмотрим от кого письмо? (открываем письмо, а здесь видео письмо)

Здравствуйте ребята, меня зовут Цифроежка. Жители нашей страны очень любят играть в математические игры, петь, танцевать. Самая веселая среди нас королева Математика. Но в последнее время она загрустила, ни с кем не играет, только плачет. Жители всей страны расстроились из-за этого и тоже загрустили. Я прошу вас помочь развеселить королеву и вернуть в эту замечательную страну смех и радость. Но смогут это сделать только дружные, смелые, добрые дети, которые правильно выполнят все задания на пути. А задания вы найдете в конвертах. Желаю удачи!

Воспитатель : Ну что, поможем Цифроежке? Но чтобы наше путешествие прошло удачно, мы сделаем разминку. Тогда можно отправляться в путь.

Проводится занимательная разминка:

1. Отправляемся в поход. Много нас открытий ждет. Мы шагаем друг за другом. Раз-два, раз-два, выше ноги, детвора! (Ходьба в колонне по одному)

2. На носочки дружно встали, Друг за другом зашагали, Мы до солнца достаем, На носках легко идем! (Ходьба на носках)

3. Руки за спину убрали. И на пяточки мы встали. Свои спинки выпрямляем, Голову не опускаем. (Ходьба на пятках)

4. Выше ноги поднимаем, Через кочки мы шагаем. Раз-два, раз-два, носочек тянем, детвора! (Ходьба с высоким подниманием колена)

5. Друг за другом побежали, Только пятки засверкали. Будем с вами мы бежать, Никому нас не догнать! (Бег)

7. Отдохнем теперь мы дружно, Отдышаться всем нам нужно. (Дыхательные упражнения)

Воспитатель : Посмотрите, что это? какие необычные ворота нас встречают. Что изображено на воротах? Они закрыты, а пройти через ворота мы сможем только тогда, когда выполним все задания.

1)Посчитайте, сколько всего фигур на воротах.

2)Посчитайте, сколько здесь красных фигур.

3)А сколько здесь треугольников?

4) Посчитайте, сколько желтых кругов.

5)Посчитайте, сколько здесь маленьких квадратов.

Молодцы, ворота открываются, Путь наш продолжается.

конверт находят -задание на экране

Взгляните, ребята, здесь гномы, для чего они здесь? и конверт. Скорее письмо открываем и видео задание выполняем!

Здесь веселая загадка – отгадайте-ка, ребятки!

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом!

Воспитатель : А вы догадались, как зовут этих гномов?

Дети : дни недели

Воспитатель : правильно, молодцы! Ну-ка, быстро, по порядку, вы расставьте их, ребятки!

(Дети расставляют гномов по порядку)

Воспитатель : Назовите дни недели, начиная с понедельника. (Дети называют) . Какой сегодня день недели? А завтра будет… Назовите выходные дни.

Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие.

По дороге вновь идем и в тоннель мы попадем.

На четвереньках проползем.

Проползем столько раз, сколько глаз у каждого из вас!

Сколько раз мы проползем?

Дети : два. (Проползание в тоннель)

Воспитатель :

Друг за другом, дружно в ряд,

И видим числовой мы ряд!

Воспитатель : Ребята, посмотрите на цифры, что здесь необычного?

Дети : Между цифрой четыре и цифрой шесть, лежит конверт!

(Дети находят конверт с заданием, между цифрой четыре и цифрой шесть) .

Воспитатель : Но прежде чем мы откроем конверт, скажите, какой цифры здесь не хватает?

Дети : Цифры 5

Воспитатель : А теперь открываем конверт: Вы на схему посмотрите и фигуру соберите. (Танграм)

Воспитатель : Собрались мы по порядку, Продолжаем путь, ребятки. Смотрите, преграда у нас на пути, Сумеем легко по ней мы пройти! Руки на пояс надо убирать и по удаву боком шагать. А пройдем мы столько раз, Сколько на светофоре глаз.

Сколько раз мы по удаву пройдем?

Дети : три. (Ходьба детей по канату – удаву)

Воспитатель :

Взгляните, под головой удава конверт

Вновь с заданием оно :

Задания слушайте внимательно

И выполняйте их старательно!

Математические задания:

  1. Ходит Петушок - красный гребешок,

Шесть хохлаток тоже там.

Сколько всех?

Скажите нам!

2. Сколько рогов у двух коров?

3. Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

4. Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

5. Два цыпленка стоят,

Два в скорлупке сидят.

Сколько будет детей

У наседки моей?

Воспитатель : . Посмотрите, препятствий больше нет на нашем пути. Немало препятствий мы одолели.Значит путь наш приблизился к концу.

Итог: Трудным было наше путешествие? Какие трудности вам встретились? Вы смогли их преодолеть? Что помогло вам справиться со всеми заданиями?

(появляется королева Математика)

Королева Математика:

Здравствуйте, ребята! Мой друг Цифроежка рассказал мне о ваших приключениях, о том, какие вы сообразительные, ловкие, смелые и дружные! Я всегда всем говорила, что математика совсем не скучная наука, и открывает она свои двери тем, кто готов справиться с любыми сложными заданиями. Вы достойно прошли все испытания, и от этого мое настроение стало радостным и веселым. До свидания!

Воспитатель :

Я предлагаю вам взять яркие шарики и нарисовать улыбки, которые мы подарим

(Дети разрисовывают воздушные шары)

Мне очень понравилось наше путешествие, давайте: «Математике и спорту крикнем дружно мы: «Ура!»

Дети уходят в группу.

Самоанализ

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР от пяти до семи лет )

воспитатель МБДОУ ДС №12 «Росинка» Казанцева Марина Александровна.

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

Формировать навыки ориентировки во времени;

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

Обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

Развивать общую моторику и координацию движений;

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

« Речевое развитие»:

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать диалогическую речь воспитанников;

Обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

Способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Виды детской деятельности :

Игровая,

Познавательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Форма работы: с группой воспитанников.

Присутствовало 7 детей: 6 мальчиков и 1 девочка.

Программное содержание материала, его объем и сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей седьмого года жизни, требованиям ФГОС.

Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению непосредственно образовательной деятельности и оборудованию отвечают СанПин.

Личностно-ориентированный подход в общении с детьми способствовал активному диалогу, эмоциональному сближению, проявлению устойчивого интереса детей на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность построена поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой, логичны, содержательны.

Во время НОД использовала разнообразные методы и приемы: мотивационно-побудительный момент - встреча с мамой Есении, которая принесла конверт; видеообращение Цифроежки; задания математического и физического характера: «Открой ворота с геометрическими фигурами», Игра «Гномы-дни недели», «Проползи в тоннель», «Пройди змейкой и скажи какой цифры нет»; «Пройди по канату»; «Реши математические задания»; видеообращение королевы к детям на решение поставленной цели и задач. НОД была построена в несколько этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой, лаконичны, содержательны и эффективны.

Организационный момент выполнял две важные функции: организацию группы детей к активному участию в НОД и созданию условий, способствующих введению дошкольников в познавательно деятельность.

Общение на правах партнерства, культурная языковая среда, связь с другими областями программы, поисковая деятельность, способствовали усвоению программного материала. Задания подбирались с опорой на зрительный, слуховой, тактильный, анализаторы.

При проведении НОД проводилась смена видов деятельности для предупреждения переутомляемости.

Для повышения интереса детей, побуждения к поиску решений, развития речевой активности на протяжении всей НОД использовались дидактические, словесные игры, физические упражнения, обследования предметов, строился и поддерживался диалог с детьми. Для того, чтобы заинтересовать детей использовались игровые моменты, которые способствовали формированию положительной установки детей на участие в непосредственно образовательной деятельности. Мои небольшие ошибки в НОД основывались, на мало уделенных индивидуальных заданиях, недостаточной эмоциональности и музыкального сопровождения.

Наиболее удачные моменты НОД: использование игровых моментов для активизации мыслительной, речевой, познавательной деятельности, в процессе нод, обоснованные ответы детей на вопросы педагога.

Считаю, что поставленные цели были достигнуты, программный материал детьми усвоен.


Наталья Кирсанова
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания , в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие .

В связи с этим меня заинтересовала проблема : как обеспечить математическое развитие детей , отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным , ненавязчивым, радостным.

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр .

Среди игр дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход .

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством : в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение , поскольку информация не поступает извне , а является результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую , которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности :

Активизирует познавательные процессы ; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

- развивает способности ; вводит детей в жизненные ситуации;

Учит их действовать по правилам, развивает любознательность ;

Закрепляет знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию , укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей дошкольного возраста. Одной из положительных сторон дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы :

Игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста;

В игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

Игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

Умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях «энергию, которую дошкольники расходуют на «подпольную» игровую деятельность» (по определению В . М. Григорьева) ;

В игре происходит внутреннее раскрепощение : когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу» ;

Игра – способ обучения действием : в ней органично заложена познавательная задача .

Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом . Сама новизна позиции ребенка дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей , “дидактическая игра без усилия, - всегда плохая игра” ". Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивающий потенциал игр и их влияние на познавательную активность детей дошкольного возраста зависит : от содержания познавательной информации , заключенной в тематике игр; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Игры на развитие количества. Игра «Медведь и пчелы» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать.

Конспект занятия формирования элементарных математических представлений в средней группе «Приключения поросенка Фунтика» Виды детской деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, познавательная, художественная, коммуникативная. Программные задачи:.

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике.

Изготовила это пособие своими руками, для детей 3-4 лет, в данное пособие входят игры по формированию элементарных математических представлений.

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Колосок»

ОО «Познавательное развитие»

ООД «Формирование элементарных математических представлений»

Средняя группа

Тема: «Волшебная бабочка»

Разработал:

вос-ль I кат.

Зорикова Н.В.

2016-2017уч.год

Конспект ООД

Тема: «Волшебная бабочка»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи:

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже;

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Закрепить знание порядкового и количественного счета до 5.

Оборудование:

Демонстрационный материал. Макет бабочки (с изображением на крыльях геометрических фигур), 5-7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяялента разной длины, 2 дощечки разной ширины, мольберт (фланелеграф).

Раздаточный материал: Двухполосные счётные карточки, карточки с изображением воздушных шаров красного цвета и бабочек синего цвета (по 5 шт. для каждого ребёнка), звёздочки.

Игровая ситуация «К нам в гости прилетает волшебная бабочка».

Ребята, много интересного и необычного мы встречаем на наших занятиях. Сегодня к нам гости прилетела волшебная бабочка.

Ребята посмотрите, что изображено у нашей гостье на крылышках?

Ответы детей: (геометрические фигуры)

Назовите геометрические фигуры на левом крыле?

Назовите геометрические фигуры на правом крыле?

Волшебная бабочка «играет» с воздушными шариками.

Ребята скажите: «Сколько шариков у бабочки? Какого они цвета?»

Ответы детей:

Ребята, у вас на столах разложены тарелочки, а в них шарики и карточки. Давайте покажем бабочке, как мы умеем считать.

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю - все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков?

Шариков какого цвета больше (меньше)?

Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну?

Ответы детей:

Какие вы молодцы! А тебе бабочка, ответы наших детей понравились? Раз понравились мы хотим еще в одну игру поиграть. Ребята, покажем игру бабочке? (Да).

Физминутка «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три,

Сели на цветок - замри!

Молодцы ребята!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сравним ленты».

Волшебная бабочка очень любит играть с ленточками (показ полёта бабочки с лентами).

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленточки у бабочки?

Одинаковые ли они по длине?

Как это можно узнать?»
Воспитатель вместе с детьми располагает ленточки на фланелеграфе (мальберте) друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей?

Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

Ответы детей:

Игровое упражнение «Перепрыгиваем через ручеёк».

Воспитатель показывает детям дощечки (ручеёк) и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкий (узкий) ручеёк и предлагает перепрыгнуть через ручеёк.
В конце занятия бабочка дарит ребятам звездочки.

Молодцы, ребята. Бабочке очень понравилось с нами играть. Давайте бабочку попросим остаться у нас в группе, (бабочка останься). Она согласна, Бабочка остается.

В конце занятия воспитатель подводит итоги занятия.

"В гостях у Хрюши "

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Конспект непрерывной образовательной деятельности

" В гостях у Хрюши "

для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Задачи:

Формировать умение различать величины: длинный – короткий, большой – маленький, средний;

Способность составлять сериационный ряд из трёх предметов, различных по величине;

Умение выделять и называть много, один и ни одного предметов

Развивать способность называть и находить в ближайшем окружении геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат.

Развивать внимание, память, логическое мышление, математические способности детей

Закреплять представление о некоторых частях суток - утро, ночь

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Задачи:

Речевое развитие :

Активизировать словарь детей новыми понятиями в соответствии с темой НОД;

Учить детей отгадывать загадки

Закреплять навыки связной диалогической речи

Социально-коммуникативное развитие

Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками

Физическое развитие :

Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук

Развивать координацию движений

Использование современных образовательных технологий

1. Здоровьесберегающие технологии:

Пальчиковая гимнастика «Двое толстых поросят»

Технология музыкального воздействия (Екатерина Железнова «Покажи- ка мне ладошки»)

2. Проблемно – игровые технологии:

Логическая математическая игра «Строим домик»

Материалы и оборудование

1. Игрушки –Поросенок Хрюша, свинка, волк

2. Корзина с муляжами–яблоками по количеству детей.

3. Коврики «Длинная дорожка», «Короткая дорожка»

4. 3 игрушки медведя разной величины и 3 чашки разной величины.

5. Музыкальный центр, диск или флешка (Екатерина Железнова)

6. Логическая игра «Строим домик» (геометрическая мозаика по образцу) по количеству детей. Домик – квадрат, треугольник – крыша, круг – окошко, прямоугольник – дверь.

7. Образец «Домик»

Предварительная совместная деятельность

1. Чтение русских народных сказок «Три медведя», «Три поросенка»

2. Логическая игра «Геометрическая мозаика»

3. Знакомство с понятием «загадка» и принципом их отгадывания.

Ход непрерывной образовательной деятельности

1. Организационная часть:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель:

Солнышко проснулось,

Деткам улыбнулось,

Ну а детки – молодцы

Улыбнулись, потянулись,

Прыг с кроватки,

А потом – в детский сад бегом.

Воспитатель: Ребята, это стихотворение про вас. Когда вы просыпаетесь и приходите в детский сад, какое это время суток? (утро) А когда на улице темно и вы крепко спите рядом со своими мамами? (ночь)

Воспитатель: Вы пришли в детский сад, и к вам сюда пришёл гость – поросенок Хрюша. В сказке случилась беда, Волк обижает маленьких поросят. Только мы можем помочь. Хрюша очень об этом просит. Поможем?

Дети соглашаются и все «отправляются в путь»

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами две дороги, они одинаковые? Дети: Нет, дороги разные – одна короткая, другая длинная.

Воспитатель: Мы с вами пойдем по длинной дороге, нам далеко идти покажите длинную дорогу. По какой дороге мы идем?

Дети идут по длинному коврику друг за другом

Воспитатель: Вот мы и пришли. Кто же здесь спрятался? Отгадайте загадку:

У меня забавный хвостик,

Вместо носа – пятачок,

Я люблю, чтоб мне чесали

Толстый розовый бочок (поросенок)

Воспитатель: Да это поросенок! Хрюша, что случилось? (Хрюша: Волк разрушил домики поросят)

Воспитатель: Что же делать, ребята? (надо построить домики для поросят). Воспитатель: Хрюша, ребята тебе помогут, они построят такие же домики, как были, даже лучше!

Логическая математическая игра «Строим домик»

Воспитатель: Какие фигуры вы возьмете, чтобы построить домики? (квадрат). А крыша нужна домику? Какую фигуру возьмете? (треугольник). А окошки будут? Какую фигуру возьмете? (круг). А дверь будет в доме? Какую фигуру возьмёте? (прямоугольник).

Воспитатель: Какие красивые домики получились. Хрюша: Спасибо, ребята. Вы так нам помогли. Когда Волк выгнал нас из домиков, мы так испугались, что все спрятались, но теперь у нас есть домики и мы пляшем от радости!

Технология музыкального воздействия – Екатерина Железнова « Двое толстых поросят »:

Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут,
Что им кушать принесут.

Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста .

Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,

Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.

Бегают туда - сюда:
"Где же вкусная еда?"

Поднять большие пальцы, качать ими .

Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,

Стучать большими пальцами по ладошкам.

Вдруг открылась эта дверь:

Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола .

"Можно выбежать теперь!"

Большие пальцы стучат по столу .

Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:

Вращать большими пальцами

"Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!"

Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри"корыта", гладить ладони.

Воспитатель: Хрюша, мы пришли к тебе не с пустыми руками, мы принесли тебе целую корзинкуяблок. Ребята, сколько яблок в корзинке? (много) Сейчас, каждый из вас возьмет по одному яблоку и угостит Хрюшу. По сколько у вас яблок? (по одному) Сколько яблок осталось в корзине? (ни одного) Сколько яблок уХрюши? (много). Сколько яблоку меня, у вас? (ни одного). Хрюша так обрадовался нашему угощению, что снова решил потанцевать, и вас приглашает.

Технология музыкального воздействия – Екатерина Железнова «Покажи- ка мне ладошки» (дети выполняют движения в соответствии со словами песни)

Покажи -ка мне ладошки

И похлопай ты немножко

Хлоп- хлоп- хлоп,

Хлоп- хлоп- хлоп.

На меня теперь смотри (сделать любое движение)

Точно всё ты повтори.

Раз-два-три, раз-два-три.

А теперь покажем ножки

И потопаем немножко.

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Покажи мне ручки, ножки,

Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)

Раз-два-три, раз-два-три

Воситатель: Ребята, пока вы потанцевали, к Хрюше гости пожаловали. Кто это? (медведи) А медведи одинакового размера? Покажите самого большого медведя, самого маленького? Хрюша приготовил для медведей чай, пить они его будут из посуды, как она называется? (чашки) Чашки одинаковые по величине? (разные)

Воспитатель: Давайте расставим чашки в ряд от самой большой до самой маленькой! Давайте рассадим медведей по росту – от самого большого до самого маленького!

Воспитатель: Какому медведю дадим самую большую чашку? Почему? Какому медведю самую маленькую чашку? Почему? (Дети угощают чаем медведей)

Часть 3 –заключительная.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад.

К кому в гости мы ходили?

По какой дорожке шли?

Как мы помогли поросятам?

Чем угощали поросенка Хрюшу?

Кто приходил к Хрюше в гости?

Воспитатель: Вы, ребята, так Хрюше понравились, что он решил остаться с вами вместе в нашей группе! (Новая игрушка Хрюша остаётся в группе)