Ситуационное моделирование в управлении проектами. Моделирование управленческих решений

Инструмент

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Метод ситуационного моделирования в принятии управленческих решений

Ситуационное моделирование опирается на модельную теорию мышления, в рамках которой можно описать основные механизмы регулирования процессов принятия решений. В центре модельной теории мышления лежит представление о формировании в структурах мозга информационной модели объекта и внешнего мира. Эта информация воспринимается человеком на базе уже имеющихся у него знаний и опыта. Целесообразное поведение человека строится путем формирования целевой ситуации и мысленного преобразования исходной ситуации в целевую. Основой построения модели является описание объекта в виде совокупности элементов, связанных между собой определенными отношениями, отображающими семантику предметной области.

Моделирование сложных экономических, политических, социальных ситуаций с обратными связями и большим числом управляющих параметров требует специализированных инструментальных пакетов, включающих внутренний язык описания моделей, средства численного интегрирования, оптимизаторы и развитый интерфейс.

Сегодня одним из эффективных способов анализа критических ситуаций, а также функционирования сложных организационно-технических комплексов являются системы ситуационного моделирования.

Осуществление формирования стратегии предприятия на основе использования методов ситуационного моделирования предполагает реализацию ряда этапов:

Обоснование формирования стратегии на основе стратегического анализа реальных условий функционирования промышленного предприятия;

Разработку и использование определенного вида моделей или их совокупности для формализованного описания ситуаций;

Моделирование развития ситуаций при различных сценариях изменений во внешней и внутренней средах предприятия;

Привлечение к процессу моделирования ситуаций как можно большего числа руководителей, специалистов и исполнителей.

Традиционно считается, что ситуационный подход должен использоваться лишь при решении текущих организационных проблем. Но формирование стратегии развития предполагает учёт сложившихся на текущий момент обстоятельств, внутренней и внешней среды предприятия и других факторов. Это позволяет сделать заключение о целесообразности применения ситуационного подхода в исследуемом случае.

Ситуационное моделирование позволяет решать такие задачи, как мониторинг данных, анализ тенденций развития ситуации, прогнозирование и моделирование поведения на стратегическом и оперативном уровнях. Системы ситуационного моделирования являются универсальным инструментом управления и поддержки принятия решения в крупнейших организациях, органах государственной власти и других различных компаниях. Важнейшим компонентом здесь являются средства динамического (имитационного) моделирования, позволяющие просчитать возможные последствия разных вариантов развития событий. В процессе ситуационного моделирования используются методы оптимизации для поиска наилучшего решения, оценки рисков, прогнозирования и проведения деловых игр.

В последние годы активно развиваются технологии «обнаружения знаний в базах данных» (knowledge discovery in databases - KDD). На основе технологии KDD разработано большое количество программных продуктов, пригодных для решения информационно-познавательных задач. Элементы автоматической обработки и анализа данных становятся неотъемлемой частью концепции «хранилищ данных» (data mining). Наибольшее значение могут иметь текстово-аналитические системы (ТАС), позволяющие извлекать и анализировать необходимые для принятия решений знания из крупных информационных массивов.

Программные средства управления документами и извлечения знаний, а также мощные построители отчетов позволяет агрегировать в едином рабочем пространстве элементы различных описаний и предоставить взгляд на проблему одновременно с разных точек зрения. В специальном звене ситуационного центра организуется мониторинг и визуализация ключевых параметров, извлечение неявных знаний из текстов и данных, а также генерация и публикация отчетности. Благодаря реализации вышеперечисленных функций появляются возможности организации компьютерной обработки данных не от приложения к приложению, а от одной проблемы к другой, что позволяет построить единую систему принятия коллективных решений.

Чтобы дать определение ситуационной системы, необходимо предварительно разобраться с понятием ситуации . Само слово используется повседневно в самых различных аспектах и порой не отделимо от таких понятий как состояние, событие, процесс, положение и т.д. Основоположники ситуационного управления Клыков [Клыков, 1974а] и Поспелов в своих ранних работах явно отождествляют ситуацию с состоянием. Под ситуацией (дискретной совокупностью) понимается множество транзактов (оперативных элементов), расположенных в определенных точках статической системы [Поспелов, 1972]. Позднее авторы расширяют понятие, добавляя в него информацию о связях между объектами: "текущая ситуация -- совокупность всех сведений о структуре объекта и его функционировании в данный момент времени " [Поспелов, 1986]. Все сведения подразумевают также причинно-следственные связи, которые могут выражаться множеством последовательных событий или процессов. В этом смысле ситуация кардинально отличается от состояния и события, которые могут соответствовать только одному моменту времени.

Рис. 1 - Классификация ситуаций.

Некоторые авторы, пытаясь отделить ситуацию от состояния, рассматривают ее как синоним слова взаимосвязь . Другие исследователи этого вопроса представляют ситуацию как некое обобщающее понятие. На рис.1. приведена классификация ситуаций.

Такой подход является довольно спорным и противоречивым, но, тем не менее, указывает основные элементы, которые могут быть использованы для определения ситуации. Исходя из этого, можно выделить два важных свойства ситуации: множественность и неоднородность исходных данных . Важно отметить, что ситуация всегда представляет собой некую оценку (анализ, обобщение) множества данных. Более того, эта оценка является субъективной, т.к. она зависит от средств и методов обобщения конкретного человека (человеко-машинной системы).

Суммируя все приведенные формулировки, ситуацию можно определить следующим образом: Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов .

Обобщенное описание (отображение) системы с помощью ситуаций называется ситуационной моделью (СМ). В связи с этим все ситуационные системы можно называть системами ситуационного моделирования (ССМ). Сокращенное название этого класса систем более благозвучно, чем "СС", и отличается от часто используемых аббревиатур таких терминов как семиотическая система, семантическая и ситуационная сети.

Довольно часто СМ ошибочно называют имитационной, приравнивая тем самым ситуационное моделирование к имитационному. Если система только отображает информацию, и понимание ситуации складывается исключительно у субъекта, то она (система) не отличается от следящих систем. Любую программу, где создается модель, или устройство, которое транслирует реальные объекты, можно назвать ССМ, СЦ или ситуационной комнатой.

Для сужения класса рассматриваемых систем введем следующее определение: под ССМ понимается комплекс программных и аппаратных средств, которые позволяют хранить, отображать, симулировать (имитировать) или анализировать информацию на основе СМ .

Дать четкое определение термину «ситуационный центр» (СЦ) довольно сложно. В самом общем виде ситуационным центром (комнатой или залом) можно назвать помещение, где наблюдается текущая или анализируется возможная ситуация . Однако при таком подходе любую комнату, в которой находится наблюдатель и телевизор, передающей новости о ситуации в стране, можно считать ситуационным залом. Если, в комнате имеется еще радио, телефон, факс, компьютер и географическая карта, то помещение можно назвать персональным СЦ.

СЦ можно разделить на внешние и внутренние . Внешние СЦ служат технической или информационной средой, необходимой оперативному персоналу для оценки ситуации. Внутренние СЦ оперируют понятием ситуации на уровне отображения, моделирования, анализа или управления. Фактически внутренние СЦ автоматизируют обработку самой ситуации, а внешние -- исходных данных, необходимых для ее выявления и анализа. Для дальнейшего рассмотрения примем следующее определение СЦ (внутреннего):

СЦ -- совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления.

СЦ -- совокупность различных ССМ, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов управления.

Структура СЦ как любой АСУ включает различные виды обеспечения (программное, техническое, лингвистическое и т.д.). СЦ имеет 4 основных уровня: научно-математический, инженерный, программный и технический . Научно-математический уровень представляет собой совокупность научных теорий, методов, алгоритмов, исследований и разработок, необходимых для реализации других уровней. Он позволяет обосновать целесообразность создания СЦ, определить эффективность его функционирования, интегрировать разнородные компоненты, осуществлять правильное и своевременное исправление ошибок.

Инженерный уровень представляет собой конкретные решения в выборе и разработке аппаратно-программных средств. Он включает в себя необходимые технологические и конструкторские расчеты, модели технических устройств и помещений, спецификации программ, алгоритмы работы и т.д.

Программный и технический уровни содержат соответствующее обеспечение, необходимое для реализации поставленных на верхних уровнях задач и функций. Уровни включают в себя следующие обязательные компоненты:

-- измерительная (сенсорная среда);

-- информационная (ситуационная или имитационная) модель среды;

-- среда информационной поддержки;

-- среда аппаратной поддержки;

-- среда визуализации;

-- оперативный состав.

Под измерительной (или сенсорной) средой СЦ понимается совокупность аппаратно-программных средств, служащих для получения информации о состоянии проблемной среды. Это могут быть антенные системы, каналы связи, видео- и аудио-передачи, датчики и т.д. Главная задача измерительной среды -- обеспечить адекватность информационной модели СЦ некоторому выбранному фрагменту реального мира.

Информационная (ситуационная или имитационная) модель среды представляет собой совокупность как минимум следующих компонентов [Гасов, 1990]: тематической составляющей, определяющей совокупность моделируемых понятий проблемной среды; пространственной составляющей, задающей пространственные отношения между объектами модели; графической составляющей, задающей отображение объектов модели в множество графических условных знаков (графических примитивов). постановление управленческий решение хранилище

Среда информационной поддержки -- это совокупность программ и информационных потоков, обеспечивающих функционирование информационной модели и среды визуализации СЦ. В первую очередь сюда входят ССМ, экспертные системы и системы имитационного моделирования. Характерной чертой любого СЦ является привязка ситуационной модели к местности, поэтому в состав могут входить геоинформационные системы. Например, в докладе [Фридман, 1999] рассматривается система поддержки принятия решения с использованием ситуационного моделирования на базе ГИС. Для оценки развития ситуаций могут быть использованы системы прогнозирования на базе нейронных сетей и генетических алгоритмов. Эффективность представления графической и текстовой может достигаться за счет использования фрактальной и когнитивной графики.

Среда аппаратной поддержки -- это совокупность технических вычислительных средств, обеспечивающих функционирование среды информационной поддержки СЦ: ЭВМ, оргтехника, сетевое оборудование и т.д.

Среда визуализации -- это совокупность экранов коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающих информационный и командный интерфейс между человеком оператором и аппаратно-программной средой СЦ.

Оперативный состав -- это коллектив специалистов, имеющий собственную внутреннюю организационную структуру. Цель оперативного состава -- обеспечить решение совокупности штатных задач СЦ на основе анализа информационной модели ситуации реального мира, формируемой аппаратно-программной средой системы.

2. Этические основы подготовки управленческих решений. Моральное решение

Процесс принятия управленческого решения неразрывно связан с его информационным обеспечением. В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла «наука - техника - производство - сбыт - потребление» не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т. п.

Причины существования различных подходов к проблеме выбора решения и его рациональности могут быть найдены только тогда, когда понятно, что раз принятие решения в управлении -- это систематизированный процесс, то системность этого процесса должна являться функцией влияния какого-то фактора, который выступает в качестве основы или фундамента, над которым строятся все эти подходы -- экономические, социальные, поведенческие и т. д. Если предположить, что процесс принятия решения состоит из четырех фаз: мотивация разработки решения; технология и механизм разработки решения; выбор решения (волевой акт -- мотивация); результаты решения (последствие выбора -- заранее мотивированы), то исходной точкой при этом является мотивация. Однако мотивация в психологическом понимании не что иное, как обусловление волевых действий определенными побудительными причинами.

Вопрос об ответственности за принятие управленческих решений возлагает тяжелое материальное, моральное и политическое бремя на принимающих решение. Однако ответственность в данном контексте переплетена с понятием собственности или точнее с владением правами собственности, будь она прямой (как в частной организации) или косвенной (как в случае с коллективными или общественными организациями). А власть и ее иерархии в экономической организации неотделимы, как известно, от права собственности.

Этические проблемы часто возникают в менеджменте. Они выходят далеко за рамки обычно обсуждаемых проблем взяточничества, сговора, и воровства, проникая в такие области как корпоративные заимствования, политика, маркетинг, и капиталовложения.

«Правильно», «верно» и «справедливо» -- этические понятия. Они выражают суждение относительно поведения людей, которое считается справедливым. Мы считаем, что существуют правильные и неправильные способы поведения в отношении других людей, верные и неверные действия, справедливые и несправедливые решения. Эти убеждения -- наши моральные нормы. Моральные нормы бывают разные у разных индивидуумов, поскольку ценности, на которых эти нормы основаны также разные; и никто не может с уверенностью сказать, что данная моральная норма правильна, или неправильна, при условии, что данная норма действительно отображает наши обязанности перед другими членами сообщества, а не только выгодна нам. Проблема состоит в том, что довольно трудно, даже в самой простой ситуации, провести различие между «нами» и «другими» и между «выгодами» и «обязанностями», и особенно трудно провести это различие в менеджменте. Почему? В бизнес всегда вовлечены различные группы людей -- менеджеры на различных уровнях и с различными функциями, рабочие с различными навыками и степенью подготовки, поставщики различных материалов, дистрибьюторы различных изделий, кредиторы различных типов, акционеры различных холдингов, и граждане различных сообществ, государств, и стран -- и выгода для одного может служить отрицанием обязанностей в отношении других конкретных групп людей.

Этические дилеммы в действительности являются и управленческими дилеммами, поскольку они являют собой конфликт между экономической деятельностью организации (измеряемой доходами, затратами, и прибылью) и социальным отражением ее деятельности (проявляющейся в обязательствах перед людьми как внутри, так и вне организации). Характер этих обязательств, конечно, можно толковать по-разному, но чаще всего они включают в себя мероприятия по защите лояльных организации служащих, создание конкурентоспособных рынков и производство полезных и безопасных для членов сообщества изделий и услуг.

При детальном исследовании относительно незначительной проблемы, с которой сталкивается взволнованный менеджер, пытаясь понять природу вышеозначенной этической дилеммы, можно выделить пять заключений относительно сложности управленческой этики:

1. Большинство этических решений имеют самые широкие последствия.

Результаты управленческих решений и действий не ограничиваются последствиями первого уровня. Наоборот, их результаты распространяются на все общество, и это распространение составляет суть этической дилеммы: решения менеджеров имеют воздействие на других людей -- как в пределах организации, так и в пределах общества -- которые находятся вне их контроля, но тем не менее должны учитываться во время принятия решений. Взятки изменяют государственные процедуры. Загрязнение окружающей среды воздействует на здоровье членов сообщества. Использование опасных материалов может разрушить жизнь отдельно взятого человека. Здесь присутствует дилемма -- ведь большинство людей признает широкие последствия управленческих действий. Дилемма же проистекает из существования многократных альтернатив, смешанных результатов, сомнительных случаев и персональной причастности, которые усложняют процесс принятия решений, ведущих к вышеуказанным действиям.

2. Большинство этичных решений имеют многократные альтернативы.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в основе своей дихотомичны -- выбор между «да» и «нет» и никаких других альтернатив. Должен менеджер платить взятку или нет? Фабрика должна загрязнять воздух или нет? Компания должна производить опасные изделия или нет? Хотя дихотомическая структура представляет этические проблемы в остром контрасте, это не отражает точно управленческую дилемму. Как показывают многочисленные примеры, в принятии этического выбора должны учитываться многократные альтернативы.

3. Большинство этических решений имеют смешанные результаты.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в значительной степени являют антитезу финансовым доходам и социальным затратам. Оплатите косвенную взятку, но сохраните коммерческий объем импортируемых товаров через моментальную поставку. Причините некий вред воздушной или водной среде, но избежите лишних затрат на монтаж и работу очистных сооружений. Разработайте некое опасное для человека изделие, но уменьшите материальные затраты и стоимость рабочей силы. Подобно дихотомической структуре, антитезная модель для оценки результата остро представляет этические проблемы, но не отображает точно управленческую дилемму. Социальные пособия и затраты также как финансовые доходы и расходы связаны почти со всеми альтернативами в этическом выборе.

4. Большинство этических решений имеют сомнительные последствия.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте свободны от риска или сомнения, имея известный результат для каждой альтернативы. Оплатите взятку, и получите импортируемые товары быстро. Вложите капитал в очистные сооружения, и выброс будет сокращен на X процентов при Y стоимости операции. Произведите абсолютно безопасное изделие по дополнительной стоимости Z долларов за единицу. Детерминированная модель, -- то есть одна без вероятностей -- упрощает процесс анализа, но точно не описывает управленческую дилемму. Поскольку вовсе не ясно, к каким последствиям приведет любая из рассматриваемых альтернатив, и совсем не ясно, к каким последствиям приведут большинство из принятых этических решений.

5. Большинство этических решений имеют персональную заинтересованность.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в значительной степени безличны, отделены от жизни и карьеры менеджеров. На самом деле каждая черта характера отдельно взятого менеджера безошибочно присутствует в принимаемых им решениях, и зачастую желание продвинуться по собственной карьерной лестнице перевешивает очевидные обязательства менеджера перед другими членами организации или сообщества, хотя в своих собственных глазах его действия могут быть вполне мотивированными с точки зрения его морали.

Этические решения -- не простой выбор между правильным и неправильным; они есть сложные суждения о балансе между экономическим и социальным поведением организации. Должен ли сохраняться баланс между экономическим и социальным поведением? Как достичь этого баланса? Здесь уместны три метода анализа: экономический, юридический, и этический.

1. Экономический анализ -- возможность рассматривать многие из проблем менеджмента, как имеющие определенное этическое содержание с точки зрения микроэкономической теории, полагаясь на безличные рыночные силы в выборе решения между экономическим и социальным поведением.

2. Юридический анализ -- возможность рассматривать каждую из проблем, имеющую этическое наполнение, на основе юридической теории, полагаясь на безличные социальные силы в выборе между «правильным» и «неправильным». Здесь основное убеждение -- то, что демократическое общество может устанавливать собственные правила и что, если люди и организации следуют этим правилам, то с членами этого общества будут обращаться настолько справедливо насколько это возможно.

3. Этический анализ -- возможность рассматривать каждую из проблем, имеющих моральное содержание, используя структуру нормативной философии, полагаясь на основные принципы в выборе между «правильным» и «неправильным». Убеждение, лежащее в основе нормативной философии -- то, что, если все рационально мыслящие индивидуумы в обществе действуют на одних и тех же принципах полезности и логичности, то с членами этого общества будут также обращаться настолько справедливо, насколько это возможно.

Итак, имеются три формы анализа, которые могут помочь достичь относительно правильного баланса между экономическим и социальным поведением. Эти формы анализа: экономический, основанный на безличных рыночных силах; юридический, основанный на безличных социальных силах; и философский, основанный на персональных принципах и ценностях.

Но ни экономический, ни юридический, ни философский анализ в отдельности не является полностью удовлетворительным как средство решения этических дилемм. Когда мы пытаемся найти баланс между экономическим и социальным поведением организации, ни одна из форм не дает нам метод решения относительно образа действия, о котором мы можем говорить с уверенностью -- «правильно», «верно» и «справедливо».

Экономический анализ . Стремление к Pareto Optimality посредством безличных рыночных сил довольно привлекательно -- все, что мы должны делать, это максимизировать доходы и минимизировать затраты, и рыночные отношения вкупе с политическими решениями устранят или сведут на нет вред и убытки, которые мы нанесем другим. Однако, имеются и практические, и теоретические проблемы с микроэкономической теорией. Мы должны признать, что рынки -- не настолько эффективны, а избиратели -- не настолько щедры.

Юридический анализ . Концепция безличных социальных процессов также привлекательна -- все, что мы должны делать, это повиноваться закону, и тогда мы можем чувствовать, что следуем коллективным моральным стандартам большинства населения. Однако, эта концепция разваливается, когда мы сталкиваемся с процессом, где индивидуальные нормы, убеждения, и ценности институциализируются в юридическую структуру. Нельзя не признать, что имеется слишком много различий, слишком много компромиссов между индивидуальными моральными ценностями и стандартами, и общенациональными юридическими законами.

Философский анализ . Концепция персонального рационального анализа также привлекательна -- все, что мы должны делать -- основывать наши решения на отдельно взятом моральном принципе (предпочтения или последовательности) или на отдельной ценности (справедливости или свободы) -- но рациональный анализ имеет внутренний недостаток. При попытке использовать любой из принципов или любую из ценностей в моральном резонировании, мы находим, что должны добавить в причинно-следственную цепочку второй принцип или вторую ценность (зачастую прямо противоречащие первым), чтобы достичь логического заключения. Мы должны признать, что комбинация противоречивых принципов или ценностей не может быть рациональна.

Если одно из решений или действий дает адекватный финансовый доход, соответствует действующему законодательству, обеспечивает существенные выгоды для большинства членов сообщества, когда можно желать, чтобы таким образом действовал каждый, столкнувшийся с тем же самым набором альтернатив и основных факторов, что это «справедливо» в смысле увеличения потенциала социального сотрудничества, и «беспристрастно» в смысле реализации способностей других сделать свой выбор, -- тогда можно говорить, что решение или действие « правильно», «верно» и «справедливо».

Список использованной литературы

1. Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. СПб.: «Питер», 2003 - 336 с.

2. Переверзев М. П., Шайденко Н.А., Басовицкий Л. Е. Менеджмент М.: ИНФРА-М, 2003 - 288 с.

3. Хомутская Л. П. Этические проблемы менеджмента. // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.160-164

4. Эмерсон Г. Современный менеджмент. М.: «НОРМА», 2005 - 434 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Виды информации и критерии ее оценки. Информационная система и управленческий учет. Информационная подготовка управленческих решений. Стадии информационной подготовки при принятии управленческих решений. Формирование адаптивной системы моделей бизнеса.

    реферат , добавлен 10.09.2010

    Принятие решений как составляющая управленческой функции. Подготовка управленческих решений в современных организациях. Эффективность процесса принятия и реализации управленческих решений с использованием элементов моделирования в ООО "Магнит-НН".

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Классификация управленческих решений. Понятие "риск" в управлении современной организацией. Управление рисками при разработке управленческих решений. Оценка степени риска. Основные приемы и методы риск-менеджмента при принятии управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Влияние информации и профессионализма персонала на неопределенности. Пример их учета в управленческих решениях. Анализ внешней и внутренней среды. Рекомендации совершенствования анализа проблем учета неопределенности в принятии управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2012

    Понятие управленческого решения. Характеристика моделирования проблемной ситуации. Процесс разработки решений в сложных ситуациях. Базовые и альтернативные концепции, классическая и ретроспективная модель процесса принятия управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Суть анализа ситуации принятия управленческих решений. Методы организации экспертиз: кейс метод, двухтуровое анкетирование, факторный анализ и многомерное шкалирование. Анализ ситуации в государственных органах власти при принятии управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2010

    Сущность и классификация рисков. Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях риска. Основная характеристика туристической фирмы. Риск при принятии управленческих решений в туристической фирме ООО "Туристическая Компания Романовой Ольги".

    курсовая работа , добавлен 21.01.2014

    Понятие и виды методов выработки управленческих решений. История развития советской школы выработки управленческих решений. Сущность и особенности применения экономико-математических и экспертных методов разработки управленческих решений на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2009

    Сущность и функции управленческих решений, их классификация и этапы разработки. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и творческого мышления. Особенности проведения "мозговой атаки", ее преимущества и недостатки.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Сущность и характерные особенности решений. Классификация управленческих решений. Характеристика распределения полномочий на принятие решений. Исследование управленческой структуры и методов принятия управленческих решений в организации ООО "Лидер".

Одной из особенностей современной управленческой науки является использование моделей. Как отмечают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, наиболее заметный и, возможно, наиболее значительный вклад школы научного управления заключается в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив.

По определению Р. Е. Шеннона, «модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». В этом смысле все теории управления, по сути, являются моделями работы организации или какой-либо ее подсистемы. Основной характеристикой модели является упрощение реальной ситуации, к которой она применяется. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

Причины, обусловливающие активное использование метода моделирования:

Естественная сложность многих организационных ситуаций;

Невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы;

Ориентация руководства на будущее.

Таким образом, моделирование ситуаций является мощным аналитическим инструментом, позволяющим преодолевать множество проблем, связанных с принятием решений в сложных ситуациях.

Основные этапы построения модели:

1. Уточнение постановки задачи.

2. Формулирование законов, связывающих основные параметры объекта.

3. Запись в математических выражениях сформулированных закономерностей.

4. Исследование модели на основе сопоставления фактических показателей деятельности с расчетными по модели (теоретический и/или экспериментальный анализ).

5. Накопление данных об изучаемом объекте и корректировка модели с целью введения дополнительных факторов, ограничений и критериев.

6. Применение модели для решения задач управления объектом.

7. Развитие и совершенствование модели.

При моделировании управленческой ситуации могут применяться три базовых типа моделей: физические, аналоговые и математические модели.

Физическая модель позволяет что-либо исследовать с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Например, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика.

Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Например, график, иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издержками, или организационная схема предприятия.

Математическая (символическая) модель использует символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Вероятно, этот тип моделей чаще всего используется при принятии организационных решений.

В 1930-е гг. ХХ в. на стыке математики, статистики и экономической теории возник новый раздел экономической науки – эконометрика. Методы эконометрического анализа были быстро востребованы управленческой теорией.

Эконометрика – научная дисциплина, предметом которой является изучение количественной стороны экономических явлений и процессов средствами математического и статистического анализа.

Главным инструментом эконометрики является эконометрическая модель, задачей которой является проверка экономических теорий на фактическом материале при помощи методов математической статистики. Среди ее конечных прикладных задач в управлении выделяют две: прогноз развития управленческой ситуации и имитацию различных возможных сценариев ее развития.

При построении эконометрической модели применяются такие методы анализа, как регрессионный анализ, анализ временных рядов, системы одновременных уравнений, а также другие методы и инструментарий теории вероятностей и экономической статистики.

В наиболее общем виде любую эконометрическую модель, построенную в виде системы линейных уравнений, можно записать так:

где y – вектор текущих значений эндогенных переменных модели;

А – матрица коэффициентов взаимодействий между текущими значениями эндогенных переменных модели;

Z – матрица коэффициентов влияния запаздывающих (лаговых) переменных модели на текущие значения эндогенных и моделируемых показателей;

C – матрица коэффициентов внешних воздействий;

х – вектор значений экзогенных показателей модели;

t – индекс временного периода;

I – индекс запаздывания (лага);

p – продолжительность максимального лага.

Число различных конкретных моделей, применяемых в управлении, так же велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Наиболее распространенными типами моделей, используемых при анализе, разработке решения и прогнозировании развития управленческого процесса, являются: теория игр, модель теории очередей, модель управления запасами, модель линейного программирования и имитационное моделирование.

Теория игр – это метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Это математический метод изучения оптимальных тратегий в играх, или анализ принятия оптимальных решений в условиях конфликта. В данном случае конфликт и игра являются своего рода математическими синонимами. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две или более стороны, ведущие борьбу за реализацию своих интересов.

Большой вклад в разработку теории игр внес американский математик Джон Нэш . До Дж. Нэша математики занимались так называемыми играми с нулевой суммой, в которых выигрыш одной стороны равен проигрышу другой. Дж. Нэш разработал методологию анализа игр с ненулевой суммой – класса игр, в которых сумма выигрыша выигравших участников не равна сумме проигрыша проигравших участников. Примером игры с ненулевой суммой могут быть переговоры об увеличении зарплаты между профсоюзом и руководством компании. Такая конфликтная ситуация может завершиться либо длительной забастовкой, в которой пострадают обе стороны, либо достижением взаимовыгодного соглашения. Также Дж. Нэш математически смоделировал ситуацию, при которой обе стороны используют идеальную стратегию, что и приводит к созданию устойчивого равновесия.

Практическое применение теории игр позволяет, с одной стороны, прогнозировать действия конкурентов организации, а с другой – дает возможность преодоления внутриорганизационных конфликтов путем их моделирования с учетом всех составляющих. Поскольку реальные управленческие ситуации очень сложны и быстро изменяются, теория игр используется не так часто, как другие описываемые модели. Тем не менее она необходима, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы.

Модель теории очередей , или модель оптимального обслуживания , используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Модели очередей являются инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества. К ситуациям, в которых применима эта модель, относятся, например, ожидание клиентами банка свободного кассира, ожидание в очереди на машинную обработку данных, мастеров по ремонту оборудования и т. д.

Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели заключается в сведении к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, выражающихся в определенных издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов.

Модель линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений для разрешения производственных трудностей.

Согласно опросам, наибольшей популярностью у практикующих менеджеров пользуются модели линейного программирования и управления запасами.

Поскольку все рассмотренные модели являются «заменителями реальности», они подразумевают применение имитации. Но имитация как метод моделирования обозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Как правило, имитация используется в тех ситуациях, которые оказываются слишком сложными для математических методов типа линейного программирования. Это связано с большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности.

Одной из форм построения модели является экономический анализ. Типичной «экономической моделью» считается анализ безубыточности.

Специфическим методом моделирования является нейро-лингвистическое моделирование . В то же время NLP не совсем количественный метод. Он основан на механизмах и способах моделирования субъективного опыта людей. Основные задачи NLP – моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми. NLP-моделирование достаточно часто применяется в менеджменте персонала, например при построении эффективных коммуникаций.

Методы принятия решений. Теория принятия решений ставит своей целью повышение рациональности управленческих решений. Эта теория может рассматриваться как дальнейшее развитие исследования операций. Предметом теории управленческих решений является сам процесс принятия решений, формирование принципов выбора, выработка критериев оценки и способов выбора решений, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям.

Практически любой используемый в управлении метод принятия решений технически можно рассматривать как разновидность моделирования. Однако традиционно термин «модель» относится только к методам общего характера. В дополнение к моделированию, существует ряд методов, помогающих принять объективно обоснованное решение по выбору среди нескольких альтернатив

той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей организации. В этом смысле основными методами принятия решений являются платежная матрица и дерево решений.
Платежная матрица представляет собой один из методов статистической теории решений. Этот метод помогает руководителю в выборе одного из нескольких вариантов решений. Например, в выборе стратегии, в наибольшей мере способствующей достижению целей.

Дерево решений представляет собой метод, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Дерево решений – это схематичное представление проблемы принятия решений. Так же как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность «учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы». С этой точки зрения неотъемлемой частью метода дерева решений является концепция ожидаемого значения. В наибольшей степени этот инструмент применим для принятия последовательных решений.

Необходимо подчеркнуть, что представленные в этой главе методы представляют далеко не полный перечень количественных методов исследования, применяемых в рамках современной управленческой науки. Однако они дают общее представление о различных классах (типах) исследовательских методов и методов принятия решений.

Таким образом, количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования. Использование различных методов, разработанных в рамках количественного подхода, позволяет значительно повысить качество принимаемых решений на основе использования научного подхода, моделирования ситуаций и системной ориентации исследования.

______________________________________________________________________________________________________________________

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. Москва: Дело, 2005. С. 226.

Айвазян С. А. Основы эконометрики. Москва: ЮНИТИ, 2001. С. 19–20.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. Москва: Дело, 2005. С. 236.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. Москва: Дело, 2005. С. 241–242.

Выходные данные учебного пособия:

История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко , Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. - Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. - 606 с.

История возникновения. Метод ситуационного управления
возник в связи с необходимостью моделирования процессов при­
нятия решений в системах с активным элементом (человеком). В
его основе лежат три основные предпосылки.
Первая предпосылка - это психология, которая начала изу­
чать принципы и модели принятия решений человеком в опера­
тивных ситуациях. Известны работы советских психологов в этой
области - В.Н. Пушкина, Б.Ф.Ломова, В.П. Зинченко и др. . В.Н. Пушкин сформулировал так называемую модельную тео­
рию мышления . Он показал, что психологический механизм
661 регулирования актов поведения человека тесно связан с построе­
нием в структурах мозга информационной модели объекта и
внешнего мира, в рамках которого осуществляется процесс уп­
равления на основе восприятия человеком информации извне и
уже имеющегося опыта и знаний. Основой построения модели
являются понятийные представления об объектах и отношениях
между ними, отражающие семантику выделенной сферы деятель­
ности человека (предметной области). Модель объекта имеет
многоуровневую структуру и определяет тот информационный
контекст, на фоне которого протекают процессы управления. Чем
богаче такая информационная модель объекта и выше способно­
сти манипулирования знаниями, тем выше качество принимае­
мых решений, многообразнее поведение человека. В.Н. Пушкин
впервые выделил три важные особенности процесса принятия
решений : наличие возможности классификации ситуаций в со­
ответствии с типовыми решениями по управлению; принципиаль­
ная открытость больших систем; существенная ограниченность
языка описания пространства состояний и решений объекта уп­
равления.
Второй предпосылкой метода ситуационного управления
стали представления, полученные в исследованиях по семио­
тике-науке о знаковых системах. Это работы Ю.А. Шрейде-
ра, Ю.Д. Апресяна. Была определена трехаспектная структура
знака в любой знаковой системе: имя знака, отражающее его син­
таксический аспект; содержание знака, выражающее его семан­
тический аспект; назначение знака, определяющее его прагмати­
ческий аспект (треугольник Фреге). В прикладной семиотике
знаки, вариантами которых являются слова, предложения, тек­
сты, стали рассматриваться как системы, замещающие реальные
объекты, процессы, события внешнего мира . Совокупности
знаков с отношениями между ними, таким образом, стали моде­
лирующими псевдофизическими аналогами реальных систем фун­
кционирования и управления. Именно поэтому ситуационное уп­
равление называли еще и семиотическим моделированием,
поскольку знаковый язык достаточен для описания и процессов
функционирования объекта с требуемой степенью приближения.
Третья предпосылка связана с разработками в области инфор­
мационно-поисковых систем и попытками создания формального
языка описания и представления технических наук с целью авто-
662 матизации работ по реферированию научных публикаций и орга­
низации процессов поиска, хранения и представления инфор­
мации. В рамках этих исследований Э.Ф. Скороходько был раз­
работан и исследован язык, получивший затем название языка
гх-кодов . Свою реализацию этот язык нашел в информацион­
но-поисковой системе БИТ, которая успешно и довольно долго
эксплуатировалась в Институте кибернетики АН УССР.
На основе модельной теории мышления В.Н. Пушкина, язы­
ка гХ"Кодоъ Э.Ф. Скороходько и семиотики Д.А. Поспелов, а за­
тем Ю.И. Клыков в 1965 г. сформулировали новую кибернети­
ческую концепцию управления большими системами в виде
метода ситуационного управления .
Сущность метода
За основу управления принято понятие ситуация как основ­
ной объект описания, анализа и принятия решений. Следователь­
но, необходимы соответствующие средства - описания, класси­
фикации, обучения и трансформации ситуаций в соответствии с
принимаемыми решениями.
Классификация ситуаций обосновывалась существованием,
исходя из анализа структуры задач управления в больших систе­
мах, на каждом уровне управления множества ситуаций, число
которых несоизмеримо велико по сравнению с множеством воз­
можных решений по управлению. Задача принятия решений трак­
товалась как задача поиска такого разбиения множества ситуа­
ций на классы, при котором каждому классу соответствовало
решение, наиболее целесообразное с позиции заданных критери­
ев функционирования. При наличии такого разбиения поиск ре­
шения в конкретной ситуации сводился к поиску класса и соотне­
сения ему решения по управлению. Однако такая постановка
задачи справедлива для систем управления, в которых число по­
тенциально возможных ситуаций (ПВС) существенно превышает
(иногда на несколько порядков) число возможных решений
по управлению. Этот случай соответствует контекстно-независи­
мому способу вывода решений, когда все множество ПВС разби­
вается на классы таким образом, чтобы каждому классу в соот­
ветствие ставилось решение по управлению. Случай, когда
множества ситуаций и решений были либо соизмеримы по мощ­
ности, либо достаточно больше, чтобы этот факт можно бьшо ус­
тановить, был рассмотрен и разработан затем в работах Л.С. За-
гадской и ее школы .
663 За основу языка описания всего множества ситуаций были
взяты идеи языков г-дг-кодов и синтагматических цепей. Роль мно­
жества объектов предметной области играли их знаковые экви­
валенты в естественном языке, т.е. слова-имена, а в роли отноше­
ний выступали слова-имена, соответствующие реальным связям
между объектами или процессами. В качестве грамматики языка
ситуационного управления (ЯСУ) выступали правила порожде­
ния новых понятий и отношений, их преобразования и класси­
фикации (см. Язык ситуационного управления).
Важнейшая идея метода - формирование семиотической
модели объекта путем обучения принятию решений. При этом
рассматривались два режима обучения: экспертом, хорошо зна­
ющим исследуемую предметную область, либо на основе анали­
за множества конкретных ситуаций и решений по управлению.
Очевидно, что последний случай более длителен, не гарантирует
полноту описания, требует наличия статистики ситуаций и при­
нятых в них решений, что далеко не всегда возможно. Поэтому
всеобщей практикой стало в основном использование первого
подхода к обучению. Тем не менее наличие в ЯСУ средств обоб­
щения и классификации ситуаций обеспечивает принципиальную
возможность создания моделей, способных к усовершенствова­
нию функций принятия решений в изменяющихся условиях ра­
боты объекта управления. Другими словами, создается возмож­
ность «выращивания» модели объекта для заданных условий
функционирования.
Развитие ситуационного моделирования. В 1973 г. Л.С. Загад-
ская (Болотова) разработала еще один, новый тип сис­
тем ситуационного управления, рассматривавший класс систем
управления, в котором мощности множеств возможных ситуаций
и решений по управлению сопоставимы или неизвестны. Пред­
лагалось все множество ситуаций разбивать на классы таким об­
разом, чтобы каждому классу в соответствие ставилась струк­
тура типового решения. На следующем этапе решения эта
структура доопределялась в процессе интерпретации и конкре­
тизации решения и с учетом имеющихся ограничений на ресур­
сы. Таким образом, каждому типовому решению по управлению
и. в соответствие ставится его структура М., и, следовательно,
кроме множества С/ = {t/p U2,...UJ, строится множество струк­
тур типовых решений М = {Мр М2,...М^}.
664 Затем для каждой структуры выявлялся необходимый кон­
текст-пласт знаний, имеющий фреймовую структуру и включаю­
щий правила интерпретации ситуаций в пределах данной струк­
туры и множество процедур для их трансформации и имитации.
Была разработана также логико-семиотическая модель вывода
решений на иерархии структур принятия решений .
Очевидно, что во втором случае существенно усложняется
проблема построения модели предметной области (МПО). Раз­
работка МПО до сих пор является искусством, требует примене­
ния высочайшей квалификации системных аналитиков. Необхо­
димо ответить на ряд вопросов:
Каким образом задаются границы выделенной предметной
области?
Каким образом формируется непротиворечивый язык опи­
сания всех множеств ситуаций и процессов для МПО со слож­
ной, иерархической и распределенной структурой?
Каким образом формируется система знаний о МПО, дос­
таточная для достижения поставленных целей?
Каким образом «проявляются» необходимые взаимодей­
ствия между участниками процессов управления и принятия ре­
шений, как они описываются?
Каким образом принимаются решения в условиях непол­
ноты, неопределенности и неоднозначности?
В результате исследования и разработки прикладных систем
ситуационного управления была создана сквозная методология
и технология проектирования систем ситуационного управления
большими системами, включая необходимые инструментальные
средства и системы на базе языков РЕФАЛ и ЛИСП .
Как следует из описания языка ситуационного управления (см.) и
организации ситуационной модели управления, уже тогда, в 70-е гг.
XX в., системы ситуационного управления (ССУ) имели все при­
знаки современных экспертных систем (ЭС) по меньшей мере
2-го поколения, т.е. динамических ЭС. Это и наличие семиоти­
ческой модели объекта управления и процессов его функциони­
рования в виде системы правил продукционного типа, и естествен­
но-языковый интерфейс с разработчиками и пользователями, и
наличие встроенной логики времени, обеспечивающей работу
ССУ в режиме реального времени и моделирования. Это и инст­
рументальные программные средства реализации ССУ на базе
языков ЛИСП и РЕФАЛ. Более того, отечественные специалис-
665 ты создавали большие системы и даже внедряли их в практику в
составе промышленных АСУ.
Примеры.
Система ситуационного управления «Авиаремонт», выпол­
ненная Одесским отделением Института экономики АН УССР как
часть АСУ «Авиаремонт» для ЦНИИАСУ (Рига).
Система ситуационного диспетчерского управления взле­
том и посадкой самолетов, разработанная для ВНИИРА (Ленин­
град).
Система планирования сеансов спутниковой связи.
Ряд систем специального назначения и др. .
На Западе, а затем и в нашей стране, развивались эвристичес­
кое программирование (60-е гг. XX в.), искусственный интеллект
(см.) - ИИ (70-е гг. XX в.), но у нас в стране, за занавесом, плохо
представляли, что делается за рубежом. Те, кто имел доступ к аме­
риканским и западным источникам, не понимали данного направ­
ления и считали, что ИИ - это что-то совсем другое и никакого
отношения к ситуационному управлению не имеет. Все измени­
лось в 1975 г., когда в Тбилиси состоялась IV Международная
конференция по ИИ, на которую приехали практически все круп­
ные ученые мира в области искусственного интеллекта. Вот тог­
да стало ясно, что и наши специалисты, и зарубежные практичес­
ки занимаются одним и тем же, но с разных точек зрения.
Отечественные специалисты шли «сверху» и пытались решить
проблемы, методологически и концептуально ясные, но еще не
обеспеченные базовыми средствами - ни теоретическими, ни ин­
струментальными. Конференция многим помогла осознать и оп­
ределить свое место в международном процессе движения к ис­
кусственному разуму. На последующих школах, семинарах,
всесоюзных симпозиумах по ситуационному управлению уже в
1975 г. были четко сформулированы проблемы, тормозящие раз­
витие ситуационного управления. Это в первую очередь разра­
ботка моделей представления знаний и инструментальных сис­
тем программной поддержки ССУ.
К 1980 г. существовали десятки ССУ разной степени разрабо­
танности. Большинство из них - демонстрационные и исследова­
тельские образцы. Коммерческих образцов не было вообще. До
промышленных образцов доводились немногие по ряду причин:
отсутствие инструментальных программных систем, доведенных
до стадии коммерческих образцов; отсутствие культуры доведе-
666 ния своих программных средств до коммерческой стадии; отсут­
ствие понимания новой парадигмы в широкой среде разработчи­
ков АСУ; недофинансирование возможности и выгодности со­
здания коммерческих инструментальных систем-оболочек.
Ученые-западники шли к ИИ «снизу», от игр в кубики, крес­
тики-нолики и т.п. Их интересовали интеллектуальные роботы и
планирование их поведения. Поэтому эти задачи и сегодня явля­
ются классическими при обучении теоретическим основам ИИ.
Именно на них были разработаны все основные модели представ­
ления знаний: продукционные, семантические сети, фреймы.
С 1977 г. началось расслоение в рядах «ситуационщиков».
Школы Д.А. Поспелова, В.А. Вагина, Л.Т. Кузина и некоторые
другие, ближе стоявшие к теоретическим исследованиям по роду
своего положения (АН СССР, вузы), быстро перестроились на
зарубежную терминологию и освоили достижения Запада. Это
было легко сделать, поскольку разница была в основном терми­
нологическая.
В начале 80-х гг. появились экспертные системы (см.), и тут
выяснилось, что по своей сути они вроде бы совпадают с ССУ,
как у нас их и представляли. И термин этот показался более удач­
ным, быстро вошел в моду. В результате уже к началу 90-х гг.
XX в. почти все «ситуационщики» занимались ЭС.
Таким образом, получилось, что ситуационное управление
сыграло в нашей стране роль основы для большого числа специ­
алистов по искусственному интеллекту (см.).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ИЛИ СИТУАЦИОН­НОЕ УПРАВЛЕНИЕ » з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями »

Данная статья планируется как первая публикация из серии статей, посвященных интеллектуальному управлению проектами.
В публикации будут кратко рассмотрены вопросы имитационного моделирования управления проектами (УП) и интеллектуализации УП.

Предполагается, что читатель поверхностно знаком с теорией управления проектами и системным анализом, а так же возможно с проектированием информационных систем. Углубленные знания по всем или одному из направлений могут вызвать непреодолимое желание написать комментарий, что приветствуется!… или запустить в автора чем-нибудь тяжелым…
Итак, приступим.

1. Модель проекта

В соответствии с PMBoK 5 (1) выделяют несколько областей знаний управления проектами (все их мы затрагивать не будем). В каждой из областей проект рассматривается с разных сторон, выделяются всевозможные сущности/объекты, методы управления и их влияние на проект, как на способ организации работы для достижения конкретной цели или решения задачи. Здесь мы лишь кратко опишем типичные объекты, которые можно выделить при управлении проектами, их характеристики, взаимосвязи, а так же общую механику имитационного моделирования и соответствие её жизненному циклу проекта.

Типичные объекты и их характеристики
Проект обладает следующими характеристиками: руководитель, наименование, тип, планируемая дата начала, фактическая дата начала, планируемая дата окончания, фактическая дата окончания, текущее состояние жизненного цикла, начальный баланс проекта, текущий баланс проекта.
Расчетные или определяемые на основании других объектов характеристики: команда проекта, процент выполненного объема работ, отставание или опережение по объему выполненных работ, отставание или опережение по срокам, планируемая стоимость.
Задача/Работа – здесь указываются схожие характеристики с проектом, к которым добавляются следующие: приемщик, ответственный исполнитель, тип выполняемой работы, проект, место, процент готовности.
Расчетные или определяемые на основании других объектов характеристики: последовательность выполнения внутри проекта, состав исполнителей, история изменения состояния, стоимость выполнения задачи/работы.
Материальный ресурс (основные средства): тип объекта, дата постановки на учет, дата ввода в эксплуатацию, название, балансовая стоимость.
Расчетные или определяемые: амортизация, текущее состояние, где задействован сейчас, расписание использования.
Расходуемый ресурс (сырье, запасные части): тип ресурса, начальные запасы, место расположения, дата поставки, срок годности.
Расчетные или определяемые: текущие запасы, интенсивность расходования
Персонал : ФИО, постоянное размещение.
Расчетные или определяемые: доступность для работы, совместимость с другими сотрудниками, текущее размещение на время выполнения работы, где задействован, расписание работы.
Риск : вероятность возникновения, цена ущерба, описание, продолжительность влияния, индикатор срабатывания риска.
Расчетные или определяемые: мероприятия по устранению последствий, мероприятия по недопущению возникновения или уклонению, стоимость, сроки реализации.

Взаимосвязи и зависимости
Проект--задача – выполняются в ограничениях сроков проекта.
Задача--задача – могут иметь иерархическую связь (вертикальную), могут иметь связь в виде указания последовательности выполнения (горизонтальную).
Материальный ресурс--задача – привязывается через отношение расписания к задаче с указанием расписания использования.
Расходуемый ресурс--задача – привязывается через отношение расписания к задаче с указанием необходимого запаса для ее выполнения.
Персонал--задача – могут быть задействованы в рамках нескольких задач, для чего указывается расписание работ и процент использования в задаче.
Риск--[Объект] – при указании взаимосвязи с [Объектом] указывается вероятность возникновения.
Разумеется это не полный перечень объектов.

Механика
Каждый такт моделирования соответствует фиксированному времени – 1 день/час выполняемого проекта. Для этого примем все сроки, и интервалы в проекте - кратными величине 1 день/час. Схема цикла моделирования изображена далее:


Цикл моделирования заключается в следующем:

  1. Устанавливаются начальные значения для проекта для симуляции. Создается проект, подготавливается расписание проекта, дерево рисков. На этом этапе так же доступны функции интеллектуальной поддержки управления проектами, но этот шаг не может быть выполнен без ЛПР.
  2. Итерация начинается с определения действующих значений.
  3. Выполнение такта. Каждый такт моделирования выполняются следующие операции:
    • расходуются ресурсы по задачам,
    • проверяется вероятность отказов (рисков),
    • выполняется определенный объем работ из перечня работ по проекту,
    • выполняются финансовые операции по проекту.
  4. Сохраняются рассчитанные значения для определенного такта
  5. Проверка условий завершения моделирования.
  6. Завершение моделирования и вывод результатов (аналитических, агрегированных и подробных значений по шагам моделирования). При окончании моделирования сохраняются последние (итоговые) значения и причины прекращения моделирования.
  7. Выдача пользователю (или лицу, принимающему решения - ЛПР) информации о состоянии проекта без использования оптимизаций, модулей аналитики и поддержки принятия решений. От пользователя необходима реакция на текущее состояние (при необходимости) или продолжение моделирования.
  8. Оценка управленческих решений пользователя на основе текущих значений, а так же ретроспективы их изменения и принятых пользователем управленческих решений с применением алгоритмов оптимизаций, модулей аналитики и поддержки принятия решений.

В соответствии с жизненным циклом проекта будем различать:

  • инициализация и планирование проекта – 1 шаг
  • реализация проекта – 2-5, 7 и 8 шаг цикла
  • завершение проекта – 6 шаг

Общие замечания
Все данные промежуточных шагов симуляции сохраняются и накапливаются в пределах текущей симуляции. При дальнейшей работе оптимизационных алгоритмов (на 8 шаге цикла симуляции) могут использоваться данные как текущей, так и предыдущих завершенных симуляций (с поправкой на результат завершения симуляции).
При нескольких одновременно выполняемых работах проекта симуляция для них выполняется как бы параллельно (т.е. симулируется одновременное выполнение), в случае отсутствия разногласий по используемым ресурсам.
При нескольких сотрудниках/типах ресурсов моделирование выполняется для каждого из них параллельно (т.е. расходуются одновременно), в случае отсутствия разногласий по используемым ресурсам.

2. Технологии реализации



Основные рассматриваемые вопросы:

  • хранение структуры данных проекта в БД
  • интерфейс для взаимодействия пользователя со структурой БД
  • средства реализация сервера симулятора
  • интерфейс для взаимодействия между БД и сервером симулятора
  • хранение нейронной сети и промежуточных шагов итерации симулятора
  • взаимодействие между интерфейсом приложения и нейронной сетью

Как несложно заметить объекты проекта и связи между ними легко представить в виде отношений реляционной БД и хранить в таком виде тоже не сложно, т.е. будет достаточно реляционной БД – MySQL, например.
Для разработки интерфейса выберем фреймворк Yii 2 (и соответствующий стек технологий – PHP, HTML и т.д.).
Реализация сервера симуляции – Node.js
Реализация нейронной сети для Node.js, например - habrahabr.ru/post/193738
Взаимодействие с frontend (Yii2) и Node.js - github.com/oncesk/yii-node-socket
Остается открытым вопрос о формате хранения самой нейронной сети, на которую накладываются следующие требования:

  1. Отражение свойств нейронной сети (взаимосвязи, веса связей и т.д.)
  2. Безопасный доступ (исключить непосредственное влияние пользователя на сеть)
  3. Возможность обучения сети.

2. Логика управления

Для каждой из областей знаний управления проектами существуют постановки задач и описанные математические способы их решения, с которыми автор поверхностно знаком. В зависимости от модели управления знание этих правил и способов решения задач должны перераспределяться между системой и пользователем. Модели управления выделены следующие: (1)

  1. управление с уведомлениями – система не воздействует на объект (проект), но отображает уведомления об изменениях показателей и возможности выполнения действий (принятие решений и максимум знаний требуется от ЛПР).
  2. интерактивное управление – система предлагает управляющие воздействия, но решение остается за ЛПР (принятие решений остается за ЛПР).
  3. эвристическое управление – система принимает решения и выполняет некоторые воздействия самостоятельно (ЛПР исключается из процесса управления).

Реализация самого управления заключается в мониторинге и анализе совокупности характеристик проекта и оценке их отклонения от «нормальных» для данного времени, с учетом динамики их изменения. Управляющие воздействия подбираются на основе полученных данных (т.е. при наличии соответствия такой комбинации характеристик какого-либо воздействия), а так же анализируются схожие проекты со схожими ситуациями и принятые в них решения. В соответствии со степенью или уровнем отклонения могут применяться те или иные способы воздействия:

  1. Перераспределение ресурсов между задачами;
  2. Перераспределение трудовых ресурсов между задачами;
  3. Изменение расписания выполнения задач;
  4. Планирование закупок;
  5. Уклонение или принятие мер по ликвидации последствий рисков.

Для способов воздействия важны такие характеристики: степень соответствия ситуации, продолжительность реализации, стоимость реализации, возможное время начала реализации. Для определения применимого способа воздействия важно:

  1. Указанные экспертами характеристики.
  2. Наличие информации в накопленной базе выполненных проектов.

Данные механизмы логично строить с применением нейронных сетей и нечеткой логики. Использовать эти алгоритмы можно как на этапе инициализация и планирование проекта, так и на этапе его реализации. Возможно выполнение анализа – как изменяться характеристики после применения управляющего воздействия.

3. Интеллектуализация имитации

Т.о. на этапе выполнения такта возможно полное исключение ЛПР из процесса управления. Что же для этого необходимо? Для моделирования событий нужны уточнения некоторых характеристик (приближенные). Для выполнения управляющих воздействий система должна «знать» некоторую дополнительную информацию относительно предметной области, например:
1. Перераспределение ресурсов между задачами.

  • взаимозаменяемость ресурсов – можно задать таблицами-матрицами соответствия;
  • вероятность выхода из строя ресурсов – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможность параллельного использования несколькими исполнителями – как логическое свойство задачи.

2. Перераспределение трудовых ресурсов между задачами.

  • взаимозаменяемость и несовместимость персонала – можно задать таблицами-матрицами соответствия;
  • производительность трудовых ресурсов – как расчетное значение на основе данных о: опыте работы, возрасте, повышении квалификации и т.п.
  • соотношение типов выполняемой работы и требуемых для ее выполнения навыков – аналогично решается матрицами;
  • вероятность невыхода трудовых ресурсов (вероятность болезни) – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможность параллельного выполнения одной работы несколькими исполнителями – как логическое свойство задачи.

3. Изменение расписания выполнения задач.

  • возможна ли приостановка задачи, или выполнение должно быть непрерывным – как логическое свойство задачи;
  • входит ли задача в «критический путь» (т.е. сроки ее выполнения непосредственно влияют на сроки завершения проекта) – определяется системой «налету».

4. Планирование закупок.

  • интенсивность расходования ресурса – определяется системой «налету».
  • возможность закупки необходимого оборудования - как логическое свойство задачи.

5. Уклонение или принятие мер по ликвидации последствий рисков.

  • вероятность отказов оборудования – указывается вероятность в диапазоне от Xmin до Xmax;
  • возможные варианты уклонения и ликвидации последствий – решается матрицами или списками соответствия (с указанием степени соответствия).

Это не исчерпывающий список задач. Здесь так же необходимо отметить тот факт, что универсального решения для любого проекта быть не может и, что хорошо для одного проекта – для другого смерть. Т.о. необходимы определенные ключевые характеристики, их совокупности, и их значения, которые позволяли бы типизировать и классифицировать, подбирая схожие проекты для обучения системы, например:

  • типы задействованных ресурсов;
  • типы поставленных задач;
  • квалификация и умения задействованного персонала;
  • размер бюджета;
  • продолжительность проекта;
  • успешность проекта;
  • количество участников и т.д.

Далеко не последнюю роль будет играть фактор неопределенности как характеристик описанных выше, так и характеристик самого проекта.

4. Многоагентность

Как было отмечено выше, разногласия по использованию ресурсов могут быть как внутри проекта между задачами, так и между разными проектами, использующими одни и те же ресурсы. Для упрощения работы с ресурсами мы выделим агента, которого назовем «Арбитр ресурсов». Именно к нему будут обращаться агенты «Проекты» за необходимыми ресурсами, что даст возможность перераспределять даже зарезервированные ресурсы в зависимости от важности (критичности) выполняемых задач или проектов.

Заключение

Что даст такое имитационное моделирование или симуляция управления проектом? Ответ прост:

  1. управление с уведомлениями - можно использовать как тренировку или тестирование ЛПР на знание определенных принципов или умение решать задачи связанные с управлением проектами.
  2. интерактивное управление - отработка некоторых практик и проверка их на модели. Что даст возможность изменить модель для соответствия ситуации или наоборот оценить владение методами решения задач УП самому ЛПР (самопроверка).
  3. эвристическое управление - возможность большого количества запусков симуляции и накопление определенного опыта (данных) об этих симуляциях для их дальнейшего анализа.

Однако сама имитация и симуляция - не конечная цель. В результате накопления достаточно точных простых и сложных моделей в базе симуляции, разработки и отладке поведения имитационной модели и модулей, осуществляющих интерактивное взаимодействие и эвристическое управление (без ЛПР), возможно использование накопленных правил и алгоритмов для управления (или интеллектуальной поддержки управления) реальными проектами (3).
Реализация такой системы в виде SaaS решения, с привлечением некоторого количества участников, позволит получить доступ к опыту работы (обезличенному) других участников (с возможностью обучения системы).

Список используемых источников

  1. pmlead.ru/?p=1521 . [В Интернете]
  2. www.aaai.org/ojs/index.php/aimagazine/article/view/564 . [В Интернете]
  3. us.analytics8.com/images/uploads/general/US_2010-10_Whitepaper_BI_Project_Management_101.pdf . [В Интернете]